"Бизнес ждет налоговых стимулов к инвестициям, облегчения доступа к финансированию и повышения эффективности госсектора"
В опросе приняли участие 1568 представителей бизнеса из всех субъектов Федерации, 56% представляли микробизнес, 28% - малый, 9% - средний и 7% - крупный.
Опрос показал высокую заинтересованность предпринимателей в приоритетах, указанных в экономической части Послании, и значимость этих положений для развития компаний. При этом самые большие надежды бизнес возлагает на:
- установление справедливого распределения налоговой нагрузки (63,0% респондентов включили этот тезис в число важнейших)
- обещанную налоговую амнистию для малого бизнеса (62,1%)
- развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры (61,6%).
Не менее важными инициативами предприниматели считают стимулирование локализации производства и обеспечение технологического суверенитета (49,9%), повышение эффективности управления национальными проектами (48,7%) и реализацию новых нацпроектов (47,1%).
Откуда брать деньги на реализацию послания? Здесь в первую очередь видится резерв в повышении эффективности структур, связанных с государством. Самыми популярными у предпринимателей вариантами ответов стали оптимизация бюджетных трат (за счет повышения эффективности госуправления (50,8%) и сокращения численности госструктур, не связанных с обороноспособностью – 50,0%), увеличение поступлений в бюджет от госкомпаний (опять же за счет повышения эффективности их работы – 48,3%).
Кроме того, практически половина опрошенных видит резервы бюджетной экономии в снижении ключевой ставки Банка России (49,1%), что повлечет за собой снижение расходов бюджета на субсидирование кредитных ставок отдельным категориям предприятий. В последние годы расходы федерального бюджета на субсидирование процентных ставок составляли 600-800 млрд руб. ежегодно, а на 2024 г. запланирована рекордная сумма, превышающая 960 млрд руб.
Идеи повышения налогов отклика у бизнеса не нашли. Более половины, 51,3% опрошенных за последние годы фиксируют рост налоговой нагрузки на свой бизнес (в том числе 20,2% назвали этот рост существенным), еще 37,9% констатировали, что уровень налоговой нагрузки не изменился, и лишь 10,8% сообщили о его снижении.
«Как видим, сильнее всего в послании предпринимателей заинтересовала тема налогов, - констатировал директор ИЭР Антон Свириденко. – И главная интрига заключается в том, как правительство теперь конкретизирует понятие «справедливого распределения налоговой нагрузки».
Понятное дело, что ждать от предпринимателей поддержки роста налоговой нагрузки сложно. Но при этом бизнес готов реагировать на стимулы. Интересно, что подавляющее большинство, 69,6% респондентов проголосовали за снижение налога на прибыль для активно инвестирующих компаний при сохранении базовой ставки на текущем уровне. Еще 21,4% предлагают снизить налог для инвесторов, повысив его для тех, кто не инвестирует. С вариантом повышения налога на прибыль для всех согласны лишь 9,1%.
Хороши ли условия для инвестиций бизнеса? Ситуация не настолько позитивна, как хотелось бы. И дело не только в растущей налоговой нагрузке. Отвечая на вопрос об инвестиционных настроениях, предприниматели оценили ситуацию скорее как удовлетворительную, но не как оптимальную. Лишь 21,3% из них полагают, что возможности для инвестиций для них расширились. 44,4% не зафиксировали перемен, остальные 34,3% считают, что возможности для инвестиций стали хуже.
«Как известно, в прошлом году Президент предложил перейти к «экономике предложения», которая предполагает масштабное наращивание производительных сил экономики, - отметил начальник отдела аналитических исследований ИКСИ Сергей Заверский. – Однако существенное увеличение инвестиций в расширение предложения товаров и услуг требует по-настоящему совместных усилий государства и бизнеса. Определение наиболее эффективных стимулов для инвестиций – это одна из важнейших тем для этого диалога.
Какие стимулы к инвестициям востребованы бизнесом в первую очередь? Среди нефинансовых мер большинство респондентов указывает на необходимость защиты прав предпринимателей (68,0% респондентов включили это в число наиболее приоритетных мер) и сокращения административного давления (59,0%), а среди финансовых – снижение рыночных ставок по кредитам (отметили 55,0%) и налоговое стимулирование инвестиций (48,0%). Расширение субсидирования льготных процентных ставок оказалось менее популярным ответом (46,0%).
Такие меры, как развитие рынка облигаций, акционерного капитала и каналов привлечения долгосрочных сбережений населения не вошли в состав популярных ответов. Очевидно, что микро- и малым бизнесом такие инструменты в принципе вряд ли могут быть широко востребованы. Важность этих мер среди ответов в категории крупного и среднего бизнеса на порядок выше, но все равно они уступают перечисленным в предыдущем абзаце. Это говорит о том, что реальный мост между финансовым рынком и программами развития большинства бизнесов еще не построен и нуждается в активнейшем стимулировании, в том числе регуляторном.
При этом частный бизнес ожидает наведения порядка в государственном секторе и верит, что там до сих пор таятся скрытые резервы для экономического роста на новой качественной основе. Бизнес считает частные компании существенно более эффективными (45,1%). Среди причин неэффективной деятельности государственного сектора называются недостаточная ответственность руководства компаний с госучастием (39,0%), необоснованно завышаемые расходы (38,8%), отсутствие полноценного контроля (35,2%), доминирующее положение на рынке (31,3%).
В качестве мер для повышения эффективности госсектора респондентами наиболее часто отмечались повышение ответственности руководителей за достижение целей (57,3%), обеспечение четкой связи между задачами развития госкомпаний и задачи развития экономики (49,4%), назначение руководителей госкомпаний на конкурсной основе (46,6%), ужесточение контроля (42,7%).
Общий вывод – реализация Послания должна опираться не на фронтальное повышение налоговой нагрузки, а на комплекс мер, предусматривающий предоставление бизнесу стимулов к инвестиционной активности (в виде налоговых стимулов и снижения ставок по кредитам), улучшение предпринимательской среды (защита прав предпринимателей и сокращение административного давления), повышение эффективности госсектора и госкомпаний (в том числе путем большей ответственности менеджмента и конкурсного подхода к его выбору), оптимизацию существующих бюджетных трат (не связанных с безопасностью). Для этого необходим высокий уровень координации государственного управления на базе диалога государств и бизнеса, направленный на достижение единой цели – создание экономики предложения.