Проекты по сокращению выбросов парниковых газов
При этом роль Сбербанка как оператора углеродных единиц в этом процессе ограничивается лишь отбором проектов.
На прошлой неделе Минэкономразвития утвердило правила конкурсного отбора заявок на осуществление проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в рамках ст. 6 Киотского протокола (проекты совместного осуществления, ПСО). Согласно документу, российские компании могут подать заявки на утверждение своих проектов, связанных с сокращением выбросов по одному из шести направлений – энергетика, промышленные процессы, сельское хозяйство, лесное хозяйство, использование растворителей и утилизация отходов. Отбор проектов будет осуществлять экспертный совет Сбербанка, имеющего статус оператора углеродных единиц. Установлены три критерия отбора проектов – энергоэффективность и экологическая эффективность, технические и финансовые возможности реализации, а также социально-экономический результат проекта. С одной стороны, утвержденный документ создает потенциальную возможность для продвижения российских инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности экономики и снижение воздействия на окружающую среду. С другой стороны, в документе оставлен без внимания ряд важных вопросов.
Во-первых, предлагаемый механизм конкурсного отбора не содержит четких критериев, на основании которых будет осуществляться ранжирование поступивших заявок. Так, в документе предлагается оценивать энергоэффективность и экологическую эффективность проекта по пятибалльной шкале на основе показателей планируемого сокращения потребления энергоресурсов и уменьшения воздействия на окружающую среду. Однако при этом не указано, какие именно показатели и какие целевые значения должны соответствовать тому или иному количеству набранных баллов. Не определено также, каким образом будут сравниваться между собой проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов в разных секторах экономики. Подобная неопределенность затрудняет оценку компаниями собственных шансов на победу в конкурсе, а также создает риск проявления коррупционной составляющей на стадии отбора проектов.
Во-вторых, утвержденные правила конкурсного отбора не устанавливают сроки и периодичность проведения конкурсов. В документе указывается, что подача заявок на конкурс не может продолжаться более чем 25 дней с момента опубликования объявления о конкурсе на официальном сайте оператора углеродных единиц. При этом не определены минимальные сроки подачи заявок на конкурс, хотя даже для разработанных и прошедших экспертизу проектов это требует определенных затрат времени, учитывая необходимость доработки международной проектной документации под требования Сбербанка. Правилами также не определены временные рамки, в течение которых должны быть объявлены такие конкурсы, а также количество конкурсов в течение года. Объем проектов, отбираемых за один конкурс, ограничен и не может составлять более 30 млн. тонн СO2-эквивалента сокращаемых выбросов парниковых газов. При этом общий объем поданных в Минэкономразвития заявок на сокращение выбросов уже сейчас составляет более 120 млн. тонн СО2-эквивалента.
В-третьих, предлагаемый механизм отбора проектов совместного осуществления предполагает, что Сбербанк как оператор углеродных единиц занимается отбором проектов, но не их финансированием. Согласно утвержденным правилам, одним из критериев отбора проектов являются сведения о достаточности собственных или заемных средств на реализацию проекта. Однако в условиях кризиса роль Сбербанка в продвижении проектов по сокращению выбросов парниковых газов могла бы заключаться также в финансировании проектов, отобранных на конкурсной основе, и дальнейшей реализации полученных сокращений выбросов в рамках механизма «зеленых инвестиций» (ст. 17 Киотского протокола).
Для продвижения российских инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности экономики и снижение воздействия на окружающую среду, необходима доработка правил конкурсного отбора заявок на осуществление проектов в рамках ст. 6 Киотского протокола в части уточнения критериев отбора проектов и установления периодичности проведения конкурсов. В частности, требуется разработка индикаторов энергоэффективности и экологической эффективности предлагаемых проектов в зависимости от отраслевой принадлежности компании, а также установление соответствия между целевыми значениями этих индикаторов и балльной оценкой, выставляемой в ходе конкурсного отбора. При этом в целях обеспечения объективного конкурсного отбора необходимо обеспечить прозрачность формирования рейтинга проекта, а также обеспечить привлечение независимых технических экспертов в сфере сокращений выбросов, в том числе представителей бизнес- сообщества и зарубежных экспертов.
Наряду с этим, в целях расширения возможностей для российских компаний по участию в международных проектах по сокращению выбросов, требуется разработка правил отбора проектов по сокращению выбросов парниковых газов в рамках механизма «зеленых инвестиций» (ст. 17 Киотского протокола), предусматривающих финансирование Сбербанком проектов, отобранных на конкурсной основе, с последующей продажей полученных сокращений выбросов на внешнем рынке.