Плата за выбросы парниковых газов по странам мира
Согласно опубликованному в конце сентября докладу ОЭСР о введении платы за выбросы парниковых газов (прежде всего, углекислого газа – СО2), использование данного инструмента является наиболее эффективным способом борьбы с изменением климата. При этом к плате за выбросы СО2 ОЭСР относит налог непосредственно на такие выбросы, отдельные налоги на потребление энергии (прежде всего, акцизы) и цены на выбросы СО2 в системах торговли квотами на данные выбросы.
Согласно исследованию опыта введения платы за выбросы СО2 в 41 стране, на которые приходится 80% мировых выбросов, в настоящее время использование данного механизма является крайне недостаточным. ОЭСР оценивает необходимый уровень платы за тонну выбросов СО2 на уровне 30 евро и выше. Однако лишь около 10% выбросов облагается платежом 30 евро и выше за тонну. При этом 60% выбросов СО2 стран не облагаются какими-либо платежами вовсе.
По данным ОЭСР, наиболее высокая средняя плата за выбросы СО2 (за исключением сектора автомобильного транспорта) установлена в настоящее время в Нидерландах (55 евро за 1 т СО2), Дании и Норвегии (по 47 евро за 1 т СО2). В России в настоящее время платежи за выбросы CO2 практически не взимаются, за исключением акцизов на бензин. Таким образом, в России средний уровень платы в расчете на 1 тонну выбросов фактически равен нулю (см. Рисунок 1).
ОЭСР отмечает также, что деятельность по введению платы за выбросы СО2 в различных странах постепенно получает все большее распространение. В частности, системы торговли квотами на выбросы существуют уже в странах ЕС, США, Китае, Канаде, Японии, Швейцарии, Корее и Новой Зеландии. Дальнейшее распространение практики платежей за выбросы СО2 будет способствовать переговорам о введении платы за данные выбросы на международном уровне.
При этом Россия имеет возможность занять лидирующее положение в переговорах по введению платы за выбросы СО2 на международном уровне. Текущий уровень выбросов в России на 30% ниже уровня 1990 г., который принимается за базовый год для определения объема снижения выбросов. Кроме того, по сравнению с другими странами Россия имеет достаточно «чистый» энергобаланс с низкой долей угля в качестве источника энергии (14%). В результате, в случае введения платы за выбросы на международном уровне, платежи российских компаний за единицу потребленной энергии будут в 1,3 раза ниже, чем в США, в 1,7 раза ниже, чем в Китае и в 1,8 раза ниже, чем в Индии (см. Рисунок 2).
С другой стороны, несмотря на отставание России в 2,3-3,1 раза от стран ЕС и США по показателю энергоэффективности, поставленная задача по улучшению данного показателя в России не выполняется. Потребление электроэнергии в стране на единицу ВВП в 2015 г. было на 1,5% выше, чем в 2008 г. Таким образом, для того чтобы России иметь возможность использовать свои преимущества в случае введения платы за выбросы СО2 на международном уровне, необходимо проведение активной политики по повышению энергоэффективности российской экономики.