25.04.2021

"Об итогах Саммита лидеров по климату"

В США прошел Саммит лидеров по климату. Как ожидалось, Байден объявил новые цели США по сокращению выбросов парниковых газов между 50% и 52% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г., что является промежуточной целью в стремлении к 2050 г. достичь нетто-нулевых выбросов в масштабах всей американской экономики.

О новых целях по сокращению выбросов парниковых газов

22-23 апреля 2021 г. в формате видеоконференции в США прошел Саммит лидеров по климату, анонсированный Джо Байденом еще в период его президентской кампании. Как ожидалось, Байден объявил новые цели США по сокращению выбросов парниковых газов между 50% и 52% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г., что является промежуточной целью в стремлении к 2050 г. достичь нетто-нулевых выбросов в масштабах всей американской экономики.

Успеху Байдена и единству, по крайней мере, «западного» мира при возрожденном американском лидерстве в климатической повестке отчасти способствовали заявления Канады и Японии. В ходе саммита, премьер-министр Канады Джастин Трюдо подчеркнул, что Канада будет стремиться к сокращению выбросов парниковых газов на 40-45% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г. Это значительно выше предыдущего плана страны по сокращению выбросов на 30% за тот же период времени. Япония обязалась сократить выбросы на 46% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2013 г. Это значительно выше предыдущей цели в 26% за тот же период.

Однако определяемый на национальном уровне вклад США оказался немного ниже показателей, закрепленных в законодательстве Евросоюза, и значительно ниже климатических целей Великобритании. ЕС принял обязательство сократить выбросы минимум на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. А Великобритания накануне саммита объявила о самых значимых в мировом масштабе сокращениях выбросов парниковых газов на 78% к 2035 г. по сравнению с уровнем 1990-х гг.
Вероятно, это было попыткой сохранить за Великобританией политический вес и лидерство в климатической повестке, как страны-председателя COP26 в Глазго в 2021 г. На саммите премьер-министр Великобритании Борис Джонсон приветствовал новые обязательства США и отметил, что Великобритания, как председатель COP26, хотела бы видеть схожие амбиции со стороны других стран.

О внутренней политике США в вопросе предотвращения изменения климата

Само выступление Джо Байдена на саммите, в рамках которого он объявил о новых масштабных целях по сокращению выбросов, было подчинено внутренней повестке, а именно подтверждению создания новых рабочих мест со стороны администрации Байдена. В плане достижения целей администрации Министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм обрисовала в общих чертах планы по сокращению стоимости четырех ключевых, по мнению США, зеленых технологий, включая водородную энергетику, системы улавливания углерода, аккумуляторные батареи и солнечную энергетику.
Ожидаемо, выступление Джо Байдена вызвало резкую критику в лагере республиканцев. Майк Помпео, который занимал пост Госсекретаря при Дональде Трампе в период с 2018 по 2021 гг. и считается потенциальным кандидатом в президенты в 2024 г., в день открытия Саммита лидеров по климату осудил возвращение США в Парижское соглашение. В своем Твиттере, он отметил, что «Парижское климатическое соглашение не имеет механизма принуждения и обойдется американскому народу в целое состояние без всякой пользы».

Мобилизация средств для реализации внутренней климатической повестки остается проблематичным вопросом для демократов. В рамках саммита Спецпредставитель США по вопросам климата Джон Керри заявил, что достижение целевых показателей сокращения выбросов потребует мобилизации финансовых средств на абсолютно беспрецедентном уровне. Керри прямо отметил, что правительства не в состоянии найти все необходимые инвестиции в рамках своих бюджетов для перехода к нетто-нулевой экономике. Министр финансов Джанет Йеллен подчеркнула, что, хотя Байден направит все возможности правительства США на сокращение выбросов, усилия по привлечению частных инвестиций не достигли масштабов, необходимых для перехода на зеленую экономику.

О партнерстве в сокращении выбросов развитых и развивающихся стран

В плане мобилизации средств США может оказаться заложником обязательств по поддержке развивающимся странам. Ведь один из главных и не новых тезисов, неоднократно озвученных на саммите, касался необходимости той финансовой помощи, которую развитые страны должны оказать развивающимся. В частности, премьер–министр Ямайки Эндрю Холнесс напомнил, что мир взял на себя обязательства выделять 100 млрд. долл. в год на поддержку действий развивающихся стран. Важно, чтобы эти обязательства не только выполнялись, но, и чтобы амбиции были увеличены, а крупные страны-загрязнители вносили больший вклад в финансирование.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил о новом партнерстве с США по расширению использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Он не сделал никаких новых заявлений о планах Индии по сокращению выбросов, лишь отметив, что Индия уже выполняет «свою часть работы». Позднее на сайте Госдепа США появилось Совместное заявление Индии и США по инициированию «U.S.-India Climate and Clean Energy Agenda 2030 Partnership». Судя по заявлению, партнерство предполагает совместные усилия по «мобилизации финансов», чтобы помочь Индии достичь цели по развертыванию мощностей ВИЭ к 2030 г. Остается неясным объем средств в этом пакете, а также вопрос о том, какими будут источники финансирования: частными или государственными. Учитывая, что Джо Байдену необходимо провести через Конгресс США План по развитию инфраструктуры на 2.3 трлн долл. США, мобилизация дополнительных средств для партнерства с Индией в сфере чистой энергетики скорее окажется второстепенной задачей.

Канцлер Германии Меркель оказалась в числе лидеров тех стран, которые объявили о четкой готовности помогать развивающимся странам. Она подчеркнула, что промышленно развитые страны обязались мобилизовать ежегодно до 100 млрд. долл., более того мобилизация этих средств будет продлена до 2025 г. Германия, в свою очередь, планирует и дальше вносить свой вклад в данный фонд.

О ценах на выбросы парниковых газов

В плане поиска дополнительных источников финансирования перехода на зеленую экономики страны с осторожностью говорили об установлении цены на углерод. Только премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что в 2030 г. цена на углерод в его стране составит 170 долл. за тонну.

При этом идея установления глобальной цены на углерод активно продвигалась со стороны представителей наднациональных институтов и международных объединений. Председатель Еврокомиссии Урсула фон Ляйен подчеркнула, что необходимо установление цены на углерод. Генсекретарь ООН Антониу Гутерриш отметил, что установление цены на углерод переложит бремя ответственности на тех, кто субсидирует использование ископаемого топлива.

С наиболее жесткой позицией выступила директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева, которая призвала к установлению глобальной цены на углерод для стран G20 и заключению соглашения о глобальной цене на углерод для покрытия хотя бы 80% выбросов. По мнению Кристалины Георгиевой, глобальная цена на углерод позволит избежать менее эффективного пограничного корректирующего углеродного механизма.

Однако пока углеродный налог является спорным вопросом как минимум для США, появление какого-либо единого соглашения на уровне G20 является маловероятным. Хотя сами США выражают озабоченность введением любых пограничных углеродных механизмов. В интервью The Financial Times в марте 2021 г. Спецпредставитель США по климату Джон Керри отметил, что подобный механизм должен быть крайней мерой и имеет серьезные последствия для экономики, отношений и торговли.

После проведения саммита, в интервью Bloomberg Керри был более мягок в формулировках, видимо, чтобы не портить дружескую атмосферу саммита. Так, он подчеркнул, что в Конгрессе США много сторонников установления цен на углерод и есть разные мысли, как можно это сделать. Однако Джо Байден особенно заинтересован в оценке пограничного корректирующего углеродного механизма и необходимости его развертывания. Это показывает, что США, скорее, занимает выжидательную и оценивающую позицию, а сам углеродный налог не является основой климатической программы Байдена

О позиции Китая на Саммите лидеров по климату

Одним из первых на саммите, сразу после Генерального секретаря ООН, выступил Председатель КНР Си Цзиньпин. Его заявление отражало сложившийся подход Китая к вопросам изменения климата, а именно включению их в более широкую повестку защиты окружающей среды. Так, в начале своей речи китайский лидер несколько раз упомянул необходимость борьбы с загрязнением и необходимость «поддерживать баланс всех элементов природы», тем самым подчеркивая усилия Китая по снижению загрязнения воздуха, воды и почв, которое пока идет быстрее и успешнее, чем снижение выбросов парниковых газов.

В свою очередь в сфере борьбы с изменением климата Си Цзиньпин подтвердил цель Китая достичь пика выбросов углекислого газа до 2030 г. и осуществить переход к углеродной нейтральности до 2060 г. – быстрее, чем большинство развитых стран, что потребует от Китая немалых усилий. Более того, Председатель КНР пообещал жестко контролировать рост потребления угля в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и его снижение в 15-й (2026-2030 гг.). В то время, как на фоне заявлений других лидеров, слова Си Цзиньпина о постепенном отказе от угля не выделялись как нечто особенное, это достаточно мощный внутриполитический сигнал. Так, ранее китайские власти не давали жестких обещаний по углю на высоком уровне, а в основном предпочитали оставлять эту тему на уровне прогнозов профильных ведомств. Теперь же, по всей видимости, следует ожидать более строгих планов по сокращению использования угля.

Помимо внутренней «зеленой» повестки, китайский лидер коснулся и вопросов международного сотрудничества. Он подчеркнул, что мир должен опираться на международный порядок, в центре которого должна стоять ООН, и страны должны ориентироваться на официально принятые по линии международных организаций договоренности по сотрудничеству в сфере климата. Напомнил он и о недавнем визите Джона Керри и принятом двумя странами совместном заявлении по климату.

Кроме того, Си Цзиньпин призвал развитые государства помочь развивающимся странам в обеспечении низкоуглеродного развития. В свою очередь Китай намерен способствовать «зеленому» характеру реализации проекта «Один пояс – один путь» и помогать странам, поддержавшим инициативу, в защите окружающей среды.

В период проведения саммита ни один из представителей США не сделал резких заявлений в отношении Китая. По итогам саммита Спецпредставитель США по климату Джон Керри заявил, что надеялся, что Китай объявит о приостановке финансирования угольных проектов за пределами границ. В тоже время Керри отметил, что в отношении Китая будет продолжена дипломатия, и с Китаем необходимо заключить сделку.

О позиции Японии на Саммите лидеров по климату

Премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга приветствовал возвращение США в глобальную климатическую повестку и заявил, что теперь весь мир может чувствовать себя увереннее и сплоченнее перед лицом общей угрозы.

По мнению японского лидера, борьба с изменением климата для страны сегодня становится не препятствием, а драйвером экономического роста. При этом Суга привел конкретные цели страны на ближайшие десятилетия. Так, к 2030 г. Япония обязуется сократить выбросы парниковых газов на 46% в сравнении с 2013 г. Предыдущая цель была в 26%. В свою очередь углеродной нейтральности страна должна достичь к 2050 г. Как и Байден, Суга отметил, что борьба с изменением климата, в которую включено как развитие чистой энергетики, так и реформирование промышленности, приведет к созданию новых рынков и, как следствие, значительному росту занятости.

В области международного сотрудничества японский лидер отметил важную роль соглашения между Японией и США в области климата, согласно которому страны будут способствовать декарбонизации государств Индо-Тихоокеанского региона. По этому соглашению Япония уже предоставила финансирование проектов в размере 11,8 млрд. долл. Кроме того, Япония внесет до 3 млрд. долл. в Зеленый климатический фонд ООН и будет способствовать максимальному использованию полезных японских технологий в области энергоэффективности, водорода и улавливания углекислого газа (CCS).

О позиции Южной Кореи на Саммите лидеров по климату

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин подтвердил, что страна достигнет углеродной нейтральности к 2050 г. Для этого правительство повысит цели, согласно своему национально определяемому вкладу и представит новую версию документа в ООН в течение 2021 г.

Кроме того, важным заявлением стало обещание Мун Чжэ Ина прекратить любое государственное финансирование проектов угольной генерации за рубежом. Южная Корея уже прекратила выдавать разрешения на строительство угольных электростанций на территории страны и закрыла 10 ТЭЦ даже раньше планируемого срока. Также страна наращивает мощности возобновляемой энергетики, включая в первую очередь солнечную.

В части международного сотрудничества Мун Чжэ Ин заявил, что развивающимся странам, которые интенсивно используют угольную генерацию, необходимы консультации и поддержка со стороны развитых государств, чтобы избежать негативного эффекта для экономики и занятости в связи с закрытием угольных электростанций. Президент также попросил поддержать второй саммит Партнерства для зеленого развития и глобальных целей (P4G), который пройдет в Сеуле в мае 2021 г.

Общие итоги Саммита лидеров по климату

В целом итоги Саммита лидеров по климату оказались не настолько значимыми, как ранее это позиционировалось США. Байден, как и планировалось, объявил о новых амбициозных целях по сокращению выбросов, однако его речь была полностью нацелена на решение внутренних вопросов, прежде всего дополнительного продвижения Плана по развитию инфраструктуры среди американского бизнеса и рабочих. Единственными странами, поддержавшими США в их амбициозных целях, оказались Канада и Япония.

В отношении России в последний день проведения саммита Байден подтвердил, что климатическая повестка может стать определенным окном возможностей для двух стран. В своей заключительной речи Байден отметил, что очень воодушевлен призывом президента Владимира Путина к мировым лидерам – сотрудничать и работать над улучшением технологий улавливания углекислого газа. США в свою очередь надеются на сотрудничество с Россией и другими странами в этом направлении.

Жесткая климатическая риторика США по поводу Китая полностью сменилась на возможное достижение некой сделки и оптимистичные ожидания. Можно сказать, что США, как и большинство развитых стран, выступили в рамках принципа общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей (термин ООН, означающий, что развитые страны, которые исторически несут ответственность за климатический кризис, должны делать больше для его решения, чем развивающиеся страны). Это реверанс в первую очередь в сторону Китая, да и в целом в сторону развивающих стран, которым было важно в очередной раз получить подтверждение готовность развитых стран их финансировать, хотя о детализации источников этого финансирования речи не шло.

 Источник: ИКСИ

"Об итогах Саммита лидеров по климату"
В США прошел Саммит лидеров по климату. Как ожидалось, Байден объявил новые цели США по сокращению выбросов парниковых газов между 50% и 52% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г., что является промежуточной целью в стремлении к 2050 г. достичь нетто-нулевых выбросов в масштабах всей американской экономики.

О новых целях по сокращению выбросов парниковых газов

22-23 апреля 2021 г. в формате видеоконференции в США прошел Саммит лидеров по климату, анонсированный Джо Байденом еще в период его президентской кампании. Как ожидалось, Байден объявил новые цели США по сокращению выбросов парниковых газов между 50% и 52% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г., что является промежуточной целью в стремлении к 2050 г. достичь нетто-нулевых выбросов в масштабах всей американской экономики.

Успеху Байдена и единству, по крайней мере, «западного» мира при возрожденном американском лидерстве в климатической повестке отчасти способствовали заявления Канады и Японии. В ходе саммита, премьер-министр Канады Джастин Трюдо подчеркнул, что Канада будет стремиться к сокращению выбросов парниковых газов на 40-45% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г. Это значительно выше предыдущего плана страны по сокращению выбросов на 30% за тот же период времени. Япония обязалась сократить выбросы на 46% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2013 г. Это значительно выше предыдущей цели в 26% за тот же период.

Однако определяемый на национальном уровне вклад США оказался немного ниже показателей, закрепленных в законодательстве Евросоюза, и значительно ниже климатических целей Великобритании. ЕС принял обязательство сократить выбросы минимум на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. А Великобритания накануне саммита объявила о самых значимых в мировом масштабе сокращениях выбросов парниковых газов на 78% к 2035 г. по сравнению с уровнем 1990-х гг.
Вероятно, это было попыткой сохранить за Великобританией политический вес и лидерство в климатической повестке, как страны-председателя COP26 в Глазго в 2021 г. На саммите премьер-министр Великобритании Борис Джонсон приветствовал новые обязательства США и отметил, что Великобритания, как председатель COP26, хотела бы видеть схожие амбиции со стороны других стран.

О внутренней политике США в вопросе предотвращения изменения климата

Само выступление Джо Байдена на саммите, в рамках которого он объявил о новых масштабных целях по сокращению выбросов, было подчинено внутренней повестке, а именно подтверждению создания новых рабочих мест со стороны администрации Байдена. В плане достижения целей администрации Министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм обрисовала в общих чертах планы по сокращению стоимости четырех ключевых, по мнению США, зеленых технологий, включая водородную энергетику, системы улавливания углерода, аккумуляторные батареи и солнечную энергетику.
Ожидаемо, выступление Джо Байдена вызвало резкую критику в лагере республиканцев. Майк Помпео, который занимал пост Госсекретаря при Дональде Трампе в период с 2018 по 2021 гг. и считается потенциальным кандидатом в президенты в 2024 г., в день открытия Саммита лидеров по климату осудил возвращение США в Парижское соглашение. В своем Твиттере, он отметил, что «Парижское климатическое соглашение не имеет механизма принуждения и обойдется американскому народу в целое состояние без всякой пользы».

Мобилизация средств для реализации внутренней климатической повестки остается проблематичным вопросом для демократов. В рамках саммита Спецпредставитель США по вопросам климата Джон Керри заявил, что достижение целевых показателей сокращения выбросов потребует мобилизации финансовых средств на абсолютно беспрецедентном уровне. Керри прямо отметил, что правительства не в состоянии найти все необходимые инвестиции в рамках своих бюджетов для перехода к нетто-нулевой экономике. Министр финансов Джанет Йеллен подчеркнула, что, хотя Байден направит все возможности правительства США на сокращение выбросов, усилия по привлечению частных инвестиций не достигли масштабов, необходимых для перехода на зеленую экономику.

О партнерстве в сокращении выбросов развитых и развивающихся стран

В плане мобилизации средств США может оказаться заложником обязательств по поддержке развивающимся странам. Ведь один из главных и не новых тезисов, неоднократно озвученных на саммите, касался необходимости той финансовой помощи, которую развитые страны должны оказать развивающимся. В частности, премьер–министр Ямайки Эндрю Холнесс напомнил, что мир взял на себя обязательства выделять 100 млрд. долл. в год на поддержку действий развивающихся стран. Важно, чтобы эти обязательства не только выполнялись, но, и чтобы амбиции были увеличены, а крупные страны-загрязнители вносили больший вклад в финансирование.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил о новом партнерстве с США по расширению использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Он не сделал никаких новых заявлений о планах Индии по сокращению выбросов, лишь отметив, что Индия уже выполняет «свою часть работы». Позднее на сайте Госдепа США появилось Совместное заявление Индии и США по инициированию «U.S.-India Climate and Clean Energy Agenda 2030 Partnership». Судя по заявлению, партнерство предполагает совместные усилия по «мобилизации финансов», чтобы помочь Индии достичь цели по развертыванию мощностей ВИЭ к 2030 г. Остается неясным объем средств в этом пакете, а также вопрос о том, какими будут источники финансирования: частными или государственными. Учитывая, что Джо Байдену необходимо провести через Конгресс США План по развитию инфраструктуры на 2.3 трлн долл. США, мобилизация дополнительных средств для партнерства с Индией в сфере чистой энергетики скорее окажется второстепенной задачей.

Канцлер Германии Меркель оказалась в числе лидеров тех стран, которые объявили о четкой готовности помогать развивающимся странам. Она подчеркнула, что промышленно развитые страны обязались мобилизовать ежегодно до 100 млрд. долл., более того мобилизация этих средств будет продлена до 2025 г. Германия, в свою очередь, планирует и дальше вносить свой вклад в данный фонд.

О ценах на выбросы парниковых газов

В плане поиска дополнительных источников финансирования перехода на зеленую экономики страны с осторожностью говорили об установлении цены на углерод. Только премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что в 2030 г. цена на углерод в его стране составит 170 долл. за тонну.

При этом идея установления глобальной цены на углерод активно продвигалась со стороны представителей наднациональных институтов и международных объединений. Председатель Еврокомиссии Урсула фон Ляйен подчеркнула, что необходимо установление цены на углерод. Генсекретарь ООН Антониу Гутерриш отметил, что установление цены на углерод переложит бремя ответственности на тех, кто субсидирует использование ископаемого топлива.

С наиболее жесткой позицией выступила директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева, которая призвала к установлению глобальной цены на углерод для стран G20 и заключению соглашения о глобальной цене на углерод для покрытия хотя бы 80% выбросов. По мнению Кристалины Георгиевой, глобальная цена на углерод позволит избежать менее эффективного пограничного корректирующего углеродного механизма.

Однако пока углеродный налог является спорным вопросом как минимум для США, появление какого-либо единого соглашения на уровне G20 является маловероятным. Хотя сами США выражают озабоченность введением любых пограничных углеродных механизмов. В интервью The Financial Times в марте 2021 г. Спецпредставитель США по климату Джон Керри отметил, что подобный механизм должен быть крайней мерой и имеет серьезные последствия для экономики, отношений и торговли.

После проведения саммита, в интервью Bloomberg Керри был более мягок в формулировках, видимо, чтобы не портить дружескую атмосферу саммита. Так, он подчеркнул, что в Конгрессе США много сторонников установления цен на углерод и есть разные мысли, как можно это сделать. Однако Джо Байден особенно заинтересован в оценке пограничного корректирующего углеродного механизма и необходимости его развертывания. Это показывает, что США, скорее, занимает выжидательную и оценивающую позицию, а сам углеродный налог не является основой климатической программы Байдена

О позиции Китая на Саммите лидеров по климату

Одним из первых на саммите, сразу после Генерального секретаря ООН, выступил Председатель КНР Си Цзиньпин. Его заявление отражало сложившийся подход Китая к вопросам изменения климата, а именно включению их в более широкую повестку защиты окружающей среды. Так, в начале своей речи китайский лидер несколько раз упомянул необходимость борьбы с загрязнением и необходимость «поддерживать баланс всех элементов природы», тем самым подчеркивая усилия Китая по снижению загрязнения воздуха, воды и почв, которое пока идет быстрее и успешнее, чем снижение выбросов парниковых газов.

В свою очередь в сфере борьбы с изменением климата Си Цзиньпин подтвердил цель Китая достичь пика выбросов углекислого газа до 2030 г. и осуществить переход к углеродной нейтральности до 2060 г. – быстрее, чем большинство развитых стран, что потребует от Китая немалых усилий. Более того, Председатель КНР пообещал жестко контролировать рост потребления угля в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и его снижение в 15-й (2026-2030 гг.). В то время, как на фоне заявлений других лидеров, слова Си Цзиньпина о постепенном отказе от угля не выделялись как нечто особенное, это достаточно мощный внутриполитический сигнал. Так, ранее китайские власти не давали жестких обещаний по углю на высоком уровне, а в основном предпочитали оставлять эту тему на уровне прогнозов профильных ведомств. Теперь же, по всей видимости, следует ожидать более строгих планов по сокращению использования угля.

Помимо внутренней «зеленой» повестки, китайский лидер коснулся и вопросов международного сотрудничества. Он подчеркнул, что мир должен опираться на международный порядок, в центре которого должна стоять ООН, и страны должны ориентироваться на официально принятые по линии международных организаций договоренности по сотрудничеству в сфере климата. Напомнил он и о недавнем визите Джона Керри и принятом двумя странами совместном заявлении по климату.

Кроме того, Си Цзиньпин призвал развитые государства помочь развивающимся странам в обеспечении низкоуглеродного развития. В свою очередь Китай намерен способствовать «зеленому» характеру реализации проекта «Один пояс – один путь» и помогать странам, поддержавшим инициативу, в защите окружающей среды.

В период проведения саммита ни один из представителей США не сделал резких заявлений в отношении Китая. По итогам саммита Спецпредставитель США по климату Джон Керри заявил, что надеялся, что Китай объявит о приостановке финансирования угольных проектов за пределами границ. В тоже время Керри отметил, что в отношении Китая будет продолжена дипломатия, и с Китаем необходимо заключить сделку.

О позиции Японии на Саммите лидеров по климату

Премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга приветствовал возвращение США в глобальную климатическую повестку и заявил, что теперь весь мир может чувствовать себя увереннее и сплоченнее перед лицом общей угрозы.

По мнению японского лидера, борьба с изменением климата для страны сегодня становится не препятствием, а драйвером экономического роста. При этом Суга привел конкретные цели страны на ближайшие десятилетия. Так, к 2030 г. Япония обязуется сократить выбросы парниковых газов на 46% в сравнении с 2013 г. Предыдущая цель была в 26%. В свою очередь углеродной нейтральности страна должна достичь к 2050 г. Как и Байден, Суга отметил, что борьба с изменением климата, в которую включено как развитие чистой энергетики, так и реформирование промышленности, приведет к созданию новых рынков и, как следствие, значительному росту занятости.

В области международного сотрудничества японский лидер отметил важную роль соглашения между Японией и США в области климата, согласно которому страны будут способствовать декарбонизации государств Индо-Тихоокеанского региона. По этому соглашению Япония уже предоставила финансирование проектов в размере 11,8 млрд. долл. Кроме того, Япония внесет до 3 млрд. долл. в Зеленый климатический фонд ООН и будет способствовать максимальному использованию полезных японских технологий в области энергоэффективности, водорода и улавливания углекислого газа (CCS).

О позиции Южной Кореи на Саммите лидеров по климату

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин подтвердил, что страна достигнет углеродной нейтральности к 2050 г. Для этого правительство повысит цели, согласно своему национально определяемому вкладу и представит новую версию документа в ООН в течение 2021 г.

Кроме того, важным заявлением стало обещание Мун Чжэ Ина прекратить любое государственное финансирование проектов угольной генерации за рубежом. Южная Корея уже прекратила выдавать разрешения на строительство угольных электростанций на территории страны и закрыла 10 ТЭЦ даже раньше планируемого срока. Также страна наращивает мощности возобновляемой энергетики, включая в первую очередь солнечную.

В части международного сотрудничества Мун Чжэ Ин заявил, что развивающимся странам, которые интенсивно используют угольную генерацию, необходимы консультации и поддержка со стороны развитых государств, чтобы избежать негативного эффекта для экономики и занятости в связи с закрытием угольных электростанций. Президент также попросил поддержать второй саммит Партнерства для зеленого развития и глобальных целей (P4G), который пройдет в Сеуле в мае 2021 г.

Общие итоги Саммита лидеров по климату

В целом итоги Саммита лидеров по климату оказались не настолько значимыми, как ранее это позиционировалось США. Байден, как и планировалось, объявил о новых амбициозных целях по сокращению выбросов, однако его речь была полностью нацелена на решение внутренних вопросов, прежде всего дополнительного продвижения Плана по развитию инфраструктуры среди американского бизнеса и рабочих. Единственными странами, поддержавшими США в их амбициозных целях, оказались Канада и Япония.

В отношении России в последний день проведения саммита Байден подтвердил, что климатическая повестка может стать определенным окном возможностей для двух стран. В своей заключительной речи Байден отметил, что очень воодушевлен призывом президента Владимира Путина к мировым лидерам – сотрудничать и работать над улучшением технологий улавливания углекислого газа. США в свою очередь надеются на сотрудничество с Россией и другими странами в этом направлении.

Жесткая климатическая риторика США по поводу Китая полностью сменилась на возможное достижение некой сделки и оптимистичные ожидания. Можно сказать, что США, как и большинство развитых стран, выступили в рамках принципа общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей (термин ООН, означающий, что развитые страны, которые исторически несут ответственность за климатический кризис, должны делать больше для его решения, чем развивающиеся страны). Это реверанс в первую очередь в сторону Китая, да и в целом в сторону развивающих стран, которым было важно в очередной раз получить подтверждение готовность развитых стран их финансировать, хотя о детализации источников этого финансирования речи не шло.

 Источник: ИКСИ

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )