11.01.2021

"Восстановление – только в оптимистичном сценарии"

По оценкам ИКСИ, при сохранении текущих объемов господдержки восстановление экономической активности будет крайне слабым. Для выхода на стратегически значимую для страны траекторию роста необходима реализация мер, направленных в первую очередь на стимулирование инвестиционной активности

Падение экономики в 2020 г. и неопределенность в 2021 г.
Большинство прогнозов – как российских, так и международных организаций – сходится в том, что по итогам 2020 г. ВВП России сократится не менее чем на 4%, реальные денежные доходы населения упадут на 2,5-3%, уровень безработицы составит около 6%, а потребительская инфляция окажется вблизи 4% (см. табл. 1). Однако следует отметить, что большинство действующих прогнозов было составлено в сентябре-октябре текущего года. Поэтому они не учитывают развитие новой волны пандемии и связанных с этим ограничений, а также негативных тенденций, зафиксированных в ноябре, таких как ускорение роста цен на продовольствие и углубление темпов падения потребительских расходов на целый ряд товаров и услуг. Поскольку неопределенность в отношении развития ситуации – на горизонте не только нескольких лет, но даже нескольких месяцев – остается высокой, итоговые показатели состояния экономики России в 2020 г. могут оказаться хуже действующих официальных прогнозов.

 

Поскольку не меньший уровень неопределенности можно ожидать и в 2021 г., ряд организаций изменил свои подходы к составлению прогнозов. В частности, если раньше при формировании сценариев развития в качестве основного критерия выступала цена на нефть, то теперь таких детерминант стало больше.

Например, Банк России представил на 2021 г. сразу 4 сценария развития (базовый, проинфля­ционный, дезинфляционный, рисковый), отличающихся друг от друга по динамике спроса, степени падения потенциала экономики и пр. При этом в рисковом сценарии учитывается обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей. В силу этого прогнозы, полученные в рамках этих сценариев, существенно разнятся: изменение ВВП России варьируется от -0,5% до +4,0%, а инфляция – от 3,5% до 6,5% (см. табл. 2). В свою очередь, Счетная палата РФ рассматривает на 2021 г. 2 сценария – нейтральный и рисковый. Они предполагают не только разный уровень цен на нефть (при нейтральном сценарии допускается рост цен на нефть марки Urals до 55 долл. за баррель к 2022 г., при рисковом сценарии – лишь к 2023 г.), но и различное состояние внешнеэкономи­ческой конъюнктуры, а также развитие ситуации с коронавирусом в России и мире. Аналогичные подходы применялись и в Минэкономразвития, составившем базовый и консервативный сценарии для прогнозов в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации, скорости восстановления мировой экономики и пр.

Согласно большинству прогнозов, в 2021 г., за счет «низкой базы» текущего года, ВВП вырастет на 2,5-3,0%, реальные доходы населения – на 1,5-3,0%. При этом безработица сократится до уровня 5,0-5,5%, а инфляция будет удерживаться вблизи отметки 4%. Вместе с тем, такое восстановление будет означать лишь частичную компенсацию «провала» 2020 г. – ведь на фоне 4-5%-ного падения последующий рост ВВП на прогнозируемые 2,5-3,0% будет означать, что объем выпуска останется ниже «докоронавирусного» уровня 2019 г. Необходимо учитывать, что исходные положения ряда прогнозных сценариев также могут оказаться несостоятельными. Например, по заявлению Минэкономразвития, в представленных в конце сентября 2020 г. прогнозных сценариях не рассматривалось возникновение второй волны коронавируса в России. Это уже существенное расхождение между сценарными условиями и реальностью, которое может иметь серьезные последствия, поскольку именно прогнозы Минэкономразвития являются ориентиром при разработке госполитики.

 

Стоит также отметить, что прогнозы международных организаций относительно восстановления экономики России в 2021 г. остаются более сдержанными, чем российские прогнозы. В частности, МВФ отмечает, что российская экономика, темпы роста которой до кризиса составляли около 1,5%, подошла к кризису в таком состоянии, что среднесрочный потенциал ее роста (в отсутствие структурных реформ и улучшения делового климата) даже в условиях снятия действующих санитарно-эпидемиологических ограничений составляет всего лишь порядка 1,6%. Кроме того, МВФ уже несколько раз понижал ожидаемые темпы роста ВВП России в 2021 г.: с 2,8% в октябре до текущих 2,5%. Согласно МВФ, для России вероятны также дезинфляционные риски: в 2021 г. ожидаемая инфляция составляет только 3,2%.

Прогноз ИКСИ на 2021 год: восстановление экономики требует расширения ее господдержки
Макроэкономический прогноз ИКСИ показывает, что возможности восстановления экономики в 2021 г. в значительной степени зависят от масштабов ее господдержки. По нашим оценкам, если государство не предпримет дополнительных мер по стимулированию деловой активности, ситуация в экономике в 2021 г. может оказаться значительно хуже большинства прогнозов, предполагающих слабое восстановление на фоне «низкой базы». В этом случае экономика может оказаться в состоянии уже не стагнации, а затяжного экономического спада.

Предполагаемые сценарии
Для построения прогнозов нами использована модель, учитывающая разную продолжительность действия ограничений, связанных с пандемией, набор внутренних и внешних экономических показателей, а также уровень господдержки экономики.

В рамках модели были заданы три сценария – «базовый», «оптимистичный» и «пессимистич­ный». В рамках всех сценариев было задано, что цена на нефть марки Brent сохранится на уровне 45 долл. за баррель в течение всего периода (до конца 2021 гг.). Период действия ограничений, связанных с пандемией (фиктивная переменная), в «базовом» и «оптимистичном» сценарии ограничится первым полугодием 2021 г., в «пессимистичном» – продлится до конца 2021 г. Также учитывается планируемый дефицит федерального бюджета на 2021 г., при этом в рамках «оптимистичного» сценария допускается вдвое больший дефицит (при предположении, что больший объем средств будет выделен на поддержку экономики). В данном случае параметр «дефицит бюджета» выступает обобщающим показателем, который характеризует вливание средств в экономику. Это вливание может происходить непосредственно со стороны правительства (в виде дополнительных бюджетных расходов и/или снижения налоговой нагрузки), в виде поддерживаемой на федеральном уровне стимулирующей региональной политики, а также в виде расширения финансирования по каналам Банка России.

Описание модели
В качестве базы для макроэкономического прогнозирования были применены векторные авторегрессионные модели (VAR). Они активно используются в настоящее время для оценки последствий фискальной и монетарной политик, а также воздействия внешних шоков. Достоинством VAR моделей является то, что они позволяют оценить совместную динамику временных рядов (в VAR каждая эндогенная переменная в системе представляет собой функцию собственных лаговых значений и лаговых значений всех остальных эндогенных переменных). При построении модели в разных модификациях включались следующие переменные: индекс потребительских цен, темп роста ВВП, ключевая ставка Банка России, номинальный курс доллара США к рублю, реальные денежные доходы населения, уровень безработицы в РФ, цены на нефть марки Brent, баланс федерального бюджета, динамика оборота розничной торговли, введение санкций (с помощью фиктивной переменной), динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста экономики Китая (как показатель выхода из кризиса мировой экономики и важного торгового партнера России). Для анализа использовались квартальные данные – с I квартала 2004 г. по III квартал 2020 г., учитывались лаги до 6-го порядка.

Результаты оценивания
В рамках базового сценария, предполагающего, что ограничения на хозяйственную деятельность в связи с распространением коронавируса будут действовать только в первом полугодии 2021 г., а государственная поддержка экономики будет осуществляться лишь в объеме, соответствующем текущим планам, ВВП России в 2021 г. вырастет на 1,7%. Средний курс доллара составит 78 руб./долл., реальные доходы населения сократятся на 1,5%, уровень безработицы останется выше 6% (см. табл. 3, рис. 1). Таким образом, экономика не только не сможет компенсировать экономический спад 2020 г., но и столкнется с дальнейшим усугублением негативных социально-экономических процессов: продолжится падение реальных доходов населения, сохранится повышенный уровень безработицы.

Еще более сложными окажутся последствия пессимистичного сценария, предполагающего, что коронавирусные ограничения сохранятся в российской экономике в течение всего 2021 г., в мировой экономике будет продолжаться спад, а «пакет мер» государственной поддержки в России при этом останется на планируемом сейчас уровне. В этом случае, согласно полученным оценкам, в 2021 г. падение ВВП составит 3%. Средний курс доллара может вырасти до 85 руб./долл., реальные доходы населения упадут на 4,5%. При этом уровень безработицы может вырасти до 9-10%.

Восстановление экономики возможно только в рамках оптимистичного сценария, который предполагает действие ограничений на хозяйственную деятельность лишь в течение первого полугодия 2021 г. и расширение мер поддержки экономики (за счет двукратного увеличения дефицита федерального бюджета). В этом случае ВВП России в 2021 г. вырастет почти на 4%, реальные доходы населения также перейдут к росту (на 1,5%), а уровень безработицы вернется к отметке 5%.

Безусловно, необходимо принимать во внимание, что для расчетов используются стандартные базовые модели, которые не могут учесть уникальных особенностей нынешнего кризиса. В истории не было случаев повсеместного тотального замирания хозяйственной жизни, поэтому модели не учитывают всю тяжесть ситуации. Однако официальные прогнозы, служащие ориентирами для государственных органов при планировании бюджета и разработке мер госполитики, точно так же не могут учесть все особенности текущей ситуации.

В целом, наши оценки показывают, что объем госрасходов может оказать значительное влияние на ожидаемые темпы восстановления экономики. Это обусловливает необходимость проработки дополнительных мер поддержки населения и бизнеса, которые необходимо реализовать в ближайшее время. При этом ключевым направлением этой поддержки должно стать восстановление инвестиционной активности, которое закладывает основы для увеличения темпов экономического роста в будущем. В частности, требуется ускорить реализацию мер поддержки инвестиций, включенных Минэкономразвития в пакет предложений по обеспечению роста инвестиций на 70% в 2030 г. по сравнению с 2020 г. Прежде всего, это расширение круга инвестиционных проектов, подпадающих под действие механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК); смягчение требований к включению корпоративных облигаций в Ломбардный список Банка России, и в том числе включение в него облигаций компаний-инвесторов, реализующих проекты в рамках СЗПК; а также проработка механизма целевой проектной эмиссии Банка России, направленного на компенсацию части капитальных затрат инвесторов, реализующих ключевые инвестиционные проекты.

"Восстановление – только в оптимистичном сценарии"
По оценкам ИКСИ, при сохранении текущих объемов господдержки восстановление экономической активности будет крайне слабым. Для выхода на стратегически значимую для страны траекторию роста необходима реализация мер, направленных в первую очередь на стимулирование инвестиционной активности

Падение экономики в 2020 г. и неопределенность в 2021 г.
Большинство прогнозов – как российских, так и международных организаций – сходится в том, что по итогам 2020 г. ВВП России сократится не менее чем на 4%, реальные денежные доходы населения упадут на 2,5-3%, уровень безработицы составит около 6%, а потребительская инфляция окажется вблизи 4% (см. табл. 1). Однако следует отметить, что большинство действующих прогнозов было составлено в сентябре-октябре текущего года. Поэтому они не учитывают развитие новой волны пандемии и связанных с этим ограничений, а также негативных тенденций, зафиксированных в ноябре, таких как ускорение роста цен на продовольствие и углубление темпов падения потребительских расходов на целый ряд товаров и услуг. Поскольку неопределенность в отношении развития ситуации – на горизонте не только нескольких лет, но даже нескольких месяцев – остается высокой, итоговые показатели состояния экономики России в 2020 г. могут оказаться хуже действующих официальных прогнозов.

 

Поскольку не меньший уровень неопределенности можно ожидать и в 2021 г., ряд организаций изменил свои подходы к составлению прогнозов. В частности, если раньше при формировании сценариев развития в качестве основного критерия выступала цена на нефть, то теперь таких детерминант стало больше.

Например, Банк России представил на 2021 г. сразу 4 сценария развития (базовый, проинфля­ционный, дезинфляционный, рисковый), отличающихся друг от друга по динамике спроса, степени падения потенциала экономики и пр. При этом в рисковом сценарии учитывается обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей. В силу этого прогнозы, полученные в рамках этих сценариев, существенно разнятся: изменение ВВП России варьируется от -0,5% до +4,0%, а инфляция – от 3,5% до 6,5% (см. табл. 2). В свою очередь, Счетная палата РФ рассматривает на 2021 г. 2 сценария – нейтральный и рисковый. Они предполагают не только разный уровень цен на нефть (при нейтральном сценарии допускается рост цен на нефть марки Urals до 55 долл. за баррель к 2022 г., при рисковом сценарии – лишь к 2023 г.), но и различное состояние внешнеэкономи­ческой конъюнктуры, а также развитие ситуации с коронавирусом в России и мире. Аналогичные подходы применялись и в Минэкономразвития, составившем базовый и консервативный сценарии для прогнозов в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации, скорости восстановления мировой экономики и пр.

Согласно большинству прогнозов, в 2021 г., за счет «низкой базы» текущего года, ВВП вырастет на 2,5-3,0%, реальные доходы населения – на 1,5-3,0%. При этом безработица сократится до уровня 5,0-5,5%, а инфляция будет удерживаться вблизи отметки 4%. Вместе с тем, такое восстановление будет означать лишь частичную компенсацию «провала» 2020 г. – ведь на фоне 4-5%-ного падения последующий рост ВВП на прогнозируемые 2,5-3,0% будет означать, что объем выпуска останется ниже «докоронавирусного» уровня 2019 г. Необходимо учитывать, что исходные положения ряда прогнозных сценариев также могут оказаться несостоятельными. Например, по заявлению Минэкономразвития, в представленных в конце сентября 2020 г. прогнозных сценариях не рассматривалось возникновение второй волны коронавируса в России. Это уже существенное расхождение между сценарными условиями и реальностью, которое может иметь серьезные последствия, поскольку именно прогнозы Минэкономразвития являются ориентиром при разработке госполитики.

 

Стоит также отметить, что прогнозы международных организаций относительно восстановления экономики России в 2021 г. остаются более сдержанными, чем российские прогнозы. В частности, МВФ отмечает, что российская экономика, темпы роста которой до кризиса составляли около 1,5%, подошла к кризису в таком состоянии, что среднесрочный потенциал ее роста (в отсутствие структурных реформ и улучшения делового климата) даже в условиях снятия действующих санитарно-эпидемиологических ограничений составляет всего лишь порядка 1,6%. Кроме того, МВФ уже несколько раз понижал ожидаемые темпы роста ВВП России в 2021 г.: с 2,8% в октябре до текущих 2,5%. Согласно МВФ, для России вероятны также дезинфляционные риски: в 2021 г. ожидаемая инфляция составляет только 3,2%.

Прогноз ИКСИ на 2021 год: восстановление экономики требует расширения ее господдержки
Макроэкономический прогноз ИКСИ показывает, что возможности восстановления экономики в 2021 г. в значительной степени зависят от масштабов ее господдержки. По нашим оценкам, если государство не предпримет дополнительных мер по стимулированию деловой активности, ситуация в экономике в 2021 г. может оказаться значительно хуже большинства прогнозов, предполагающих слабое восстановление на фоне «низкой базы». В этом случае экономика может оказаться в состоянии уже не стагнации, а затяжного экономического спада.

Предполагаемые сценарии
Для построения прогнозов нами использована модель, учитывающая разную продолжительность действия ограничений, связанных с пандемией, набор внутренних и внешних экономических показателей, а также уровень господдержки экономики.

В рамках модели были заданы три сценария – «базовый», «оптимистичный» и «пессимистич­ный». В рамках всех сценариев было задано, что цена на нефть марки Brent сохранится на уровне 45 долл. за баррель в течение всего периода (до конца 2021 гг.). Период действия ограничений, связанных с пандемией (фиктивная переменная), в «базовом» и «оптимистичном» сценарии ограничится первым полугодием 2021 г., в «пессимистичном» – продлится до конца 2021 г. Также учитывается планируемый дефицит федерального бюджета на 2021 г., при этом в рамках «оптимистичного» сценария допускается вдвое больший дефицит (при предположении, что больший объем средств будет выделен на поддержку экономики). В данном случае параметр «дефицит бюджета» выступает обобщающим показателем, который характеризует вливание средств в экономику. Это вливание может происходить непосредственно со стороны правительства (в виде дополнительных бюджетных расходов и/или снижения налоговой нагрузки), в виде поддерживаемой на федеральном уровне стимулирующей региональной политики, а также в виде расширения финансирования по каналам Банка России.

Описание модели
В качестве базы для макроэкономического прогнозирования были применены векторные авторегрессионные модели (VAR). Они активно используются в настоящее время для оценки последствий фискальной и монетарной политик, а также воздействия внешних шоков. Достоинством VAR моделей является то, что они позволяют оценить совместную динамику временных рядов (в VAR каждая эндогенная переменная в системе представляет собой функцию собственных лаговых значений и лаговых значений всех остальных эндогенных переменных). При построении модели в разных модификациях включались следующие переменные: индекс потребительских цен, темп роста ВВП, ключевая ставка Банка России, номинальный курс доллара США к рублю, реальные денежные доходы населения, уровень безработицы в РФ, цены на нефть марки Brent, баланс федерального бюджета, динамика оборота розничной торговли, введение санкций (с помощью фиктивной переменной), динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста экономики Китая (как показатель выхода из кризиса мировой экономики и важного торгового партнера России). Для анализа использовались квартальные данные – с I квартала 2004 г. по III квартал 2020 г., учитывались лаги до 6-го порядка.

Результаты оценивания
В рамках базового сценария, предполагающего, что ограничения на хозяйственную деятельность в связи с распространением коронавируса будут действовать только в первом полугодии 2021 г., а государственная поддержка экономики будет осуществляться лишь в объеме, соответствующем текущим планам, ВВП России в 2021 г. вырастет на 1,7%. Средний курс доллара составит 78 руб./долл., реальные доходы населения сократятся на 1,5%, уровень безработицы останется выше 6% (см. табл. 3, рис. 1). Таким образом, экономика не только не сможет компенсировать экономический спад 2020 г., но и столкнется с дальнейшим усугублением негативных социально-экономических процессов: продолжится падение реальных доходов населения, сохранится повышенный уровень безработицы.

Еще более сложными окажутся последствия пессимистичного сценария, предполагающего, что коронавирусные ограничения сохранятся в российской экономике в течение всего 2021 г., в мировой экономике будет продолжаться спад, а «пакет мер» государственной поддержки в России при этом останется на планируемом сейчас уровне. В этом случае, согласно полученным оценкам, в 2021 г. падение ВВП составит 3%. Средний курс доллара может вырасти до 85 руб./долл., реальные доходы населения упадут на 4,5%. При этом уровень безработицы может вырасти до 9-10%.

Восстановление экономики возможно только в рамках оптимистичного сценария, который предполагает действие ограничений на хозяйственную деятельность лишь в течение первого полугодия 2021 г. и расширение мер поддержки экономики (за счет двукратного увеличения дефицита федерального бюджета). В этом случае ВВП России в 2021 г. вырастет почти на 4%, реальные доходы населения также перейдут к росту (на 1,5%), а уровень безработицы вернется к отметке 5%.

Безусловно, необходимо принимать во внимание, что для расчетов используются стандартные базовые модели, которые не могут учесть уникальных особенностей нынешнего кризиса. В истории не было случаев повсеместного тотального замирания хозяйственной жизни, поэтому модели не учитывают всю тяжесть ситуации. Однако официальные прогнозы, служащие ориентирами для государственных органов при планировании бюджета и разработке мер госполитики, точно так же не могут учесть все особенности текущей ситуации.

В целом, наши оценки показывают, что объем госрасходов может оказать значительное влияние на ожидаемые темпы восстановления экономики. Это обусловливает необходимость проработки дополнительных мер поддержки населения и бизнеса, которые необходимо реализовать в ближайшее время. При этом ключевым направлением этой поддержки должно стать восстановление инвестиционной активности, которое закладывает основы для увеличения темпов экономического роста в будущем. В частности, требуется ускорить реализацию мер поддержки инвестиций, включенных Минэкономразвития в пакет предложений по обеспечению роста инвестиций на 70% в 2030 г. по сравнению с 2020 г. Прежде всего, это расширение круга инвестиционных проектов, подпадающих под действие механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК); смягчение требований к включению корпоративных облигаций в Ломбардный список Банка России, и в том числе включение в него облигаций компаний-инвесторов, реализующих проекты в рамках СЗПК; а также проработка механизма целевой проектной эмиссии Банка России, направленного на компенсацию части капитальных затрат инвесторов, реализующих ключевые инвестиционные проекты.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )