17.01.2022

"Инфляция в Китае — на очень низком уровне. Как стране это удалось"

Дмитрий Плеханов – в своей авторской колонке для РБК рассуждает об особенностях денежно-кредитной политики Китая и причинах низкой инфляции в стране

Рост инфляции в мировой экономике стал знаковым явлением 2021 года. При выходе экономик из коронакризиса и серьезных ограничений в транспортно-логистической сфере, инфляция во многих странах подскочила до максимальных значений за последние 5-10 лет, а в США и странах ЕС достигла многолетних максимумов.

Центральные банки ведущих экономик мира по-разному отреагировали на неожиданный рост цен. ЦБ развитых стран (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии) на протяжении всего года сохраняли мягкую денежно-кредитную политику, ссылаясь на временный характер инфляции, и только в последнее время начали заявлять о сворачивании стимулов в виде покупки активов.

Банк России, наоборот, с самого начала занял достаточно «ястребиную» позицию, несколько раз в течение прошедшего года повысив ключевую ставку в надежде обуздать рост цен за счет ужесточения условий кредитования. На этом фоне последние решения Китая по смягчению денежно-кредитной политики в виде снижения процентной ставки и расширения ликвидности банковской системы могут выглядеть довольно неожиданно, однако они вполне укладываются в русло традиционной политики, проводимой китайскими властями.

Китаю на протяжении многих лет удается сохранять уровень официальной инфляции в стране на относительно стабильном и чрезвычайно низком уровне по меркам развивающихся стран. Как показывают расчеты на основе данных МВФ, начиная с 1995 года темпы роста потребительских цен в стране составляли в среднем 2,4% в год, что лишь немного уступает показателям развитых стран (1,7%). В развивающихся странах среднегодовой уровень инфляции за этот период превышает показатель Китая более чем в 3 раза (7,9%). Такое достижение заставляет более пристально присмотреться к китайскому опыту.

В случае с Китаем обращает на себя внимание то, что такая ценовая стабильность достигается в стране даже несмотря на отсутствие формального режима инфляционного таргетирования, ключевой характеристикой которого является выбор инфляции в качестве единственного целевого показателя денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика в Китае фактически проводится центральным банком совместно с правительством, что и объясняет ее эффективность в условиях развивающейся экономики.

Формулировка основной цели денежно-кредитной политики в «Законе о Народном банке КНР» звучит как «обеспечение стабильности национальной валюты и содействие тем самым экономическому росту». Она мало отличается от аналогичной формулировки, представленной в федеральном законе «О Банке России», а именно «защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Однако, если в России приоритетом для денежной-кредитной политики был выбран контроль за инфляцией, то в Китае на практике реализован другой подход, при котором власти балансируют между достижением целей по инфляции и экономическому росту. А эти цели, в свою очередь, каждый год устанавливает центральное правительство в лице Госсовета КНР.

В том случае, если фактическая траектория экономики начинает отклоняться от цели, как в 2015-2016 годах, или если возникает риск такого отклонения, как во второй половине 2021 года, власти КНР проводят смягчение денежно-кредитной политики. В последнем случае решение о смягчении было принято несмотря на наличие повышенных инфляционных рисков, когда индекс цен в промышленности в октябре показал максимальный рост за последние 26 лет, а рост потребительских цен в годовом выражении ускорился с 0,7% в сентябре до 2,3% в ноябре.

Второй важной особенностью является отсутствие у Народного банка КНР независимого статуса в структуре государственной власти и формальная подчиненность центральному правительству. Поэтому в конечном итоге основные решения в области денежно-кредитной политики принимаются после одобрения со стороны Госсовета КНР. Подчиненность Народного банка КНР Госсовету объясняет то, почему власти в Китае уделяют повышенное внимание темпам экономического развития, а не ориентируются только на достижение целей по инфляции при принятии решений в денежно-кредитной политике.

 

Антиинфляционная политика в Китае также проводится совместно центральным банком и правительством. При этом список антиинфляционных мер не ограничивается стандартным набором в виде повышения ставок или введения ценового регулирования, а в большей степени направлен на поддержку предложения.

Характерный пример такой политики — реакция китайских властей на резкий рост цен на уголь осенью 2021 года. Помимо общего ужесточения контроля за ценообразованием на рынке, правительство реализовало комплекс мер по обеспечению поставок — от выдачи дополнительных разрешений на добычу до стабильных грузоперевозок, а Народный банк КНР объявил о запуске программы рефинансирования кредитов для угольных компаний.

Другой пример — действия властей по борьбе с кризисом на рынке свинины. В 2019 году цены на свинину резко выросли после случившейся в стране эпидемии африканской чумы свиней (АЧС) и последовавшего за этим сокращения поголовья. В этих условиях крупные и мелкие хозяйства получили государственную поддержку в виде бюджетных субсидий и субсидированных кредитов. В результате к первому кварталу 2021 года уровень поголовья вернулся к докризисному уровню, и цены на свинину в Китае начали снижаться, что привело к замедлению инфляции.

Пример Китая показывает, что совмещение целей по инфляции и экономическому росту в рамках денежно-кредитной политики является вполне реальным, но требует тесной координации действий центрального банка с правительством. При такой системе правительство частично берет на себя задачу по обеспечению стабильности цен за счет сочетания мер административного регулирования и поддержки рыночного предложения. Центральный банк в свою очередь при помощи инструментов денежно-кредитной политики обеспечивает поддержку мер правительства для достижения поставленных целей по экономическому росту.

Источник: РБК

"Инфляция в Китае — на очень низком уровне. Как стране это удалось"
Дмитрий Плеханов – в своей авторской колонке для РБК рассуждает об особенностях денежно-кредитной политики Китая и причинах низкой инфляции в стране

Рост инфляции в мировой экономике стал знаковым явлением 2021 года. При выходе экономик из коронакризиса и серьезных ограничений в транспортно-логистической сфере, инфляция во многих странах подскочила до максимальных значений за последние 5-10 лет, а в США и странах ЕС достигла многолетних максимумов.

Центральные банки ведущих экономик мира по-разному отреагировали на неожиданный рост цен. ЦБ развитых стран (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии) на протяжении всего года сохраняли мягкую денежно-кредитную политику, ссылаясь на временный характер инфляции, и только в последнее время начали заявлять о сворачивании стимулов в виде покупки активов.

Банк России, наоборот, с самого начала занял достаточно «ястребиную» позицию, несколько раз в течение прошедшего года повысив ключевую ставку в надежде обуздать рост цен за счет ужесточения условий кредитования. На этом фоне последние решения Китая по смягчению денежно-кредитной политики в виде снижения процентной ставки и расширения ликвидности банковской системы могут выглядеть довольно неожиданно, однако они вполне укладываются в русло традиционной политики, проводимой китайскими властями.

Китаю на протяжении многих лет удается сохранять уровень официальной инфляции в стране на относительно стабильном и чрезвычайно низком уровне по меркам развивающихся стран. Как показывают расчеты на основе данных МВФ, начиная с 1995 года темпы роста потребительских цен в стране составляли в среднем 2,4% в год, что лишь немного уступает показателям развитых стран (1,7%). В развивающихся странах среднегодовой уровень инфляции за этот период превышает показатель Китая более чем в 3 раза (7,9%). Такое достижение заставляет более пристально присмотреться к китайскому опыту.

В случае с Китаем обращает на себя внимание то, что такая ценовая стабильность достигается в стране даже несмотря на отсутствие формального режима инфляционного таргетирования, ключевой характеристикой которого является выбор инфляции в качестве единственного целевого показателя денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика в Китае фактически проводится центральным банком совместно с правительством, что и объясняет ее эффективность в условиях развивающейся экономики.

Формулировка основной цели денежно-кредитной политики в «Законе о Народном банке КНР» звучит как «обеспечение стабильности национальной валюты и содействие тем самым экономическому росту». Она мало отличается от аналогичной формулировки, представленной в федеральном законе «О Банке России», а именно «защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Однако, если в России приоритетом для денежной-кредитной политики был выбран контроль за инфляцией, то в Китае на практике реализован другой подход, при котором власти балансируют между достижением целей по инфляции и экономическому росту. А эти цели, в свою очередь, каждый год устанавливает центральное правительство в лице Госсовета КНР.

В том случае, если фактическая траектория экономики начинает отклоняться от цели, как в 2015-2016 годах, или если возникает риск такого отклонения, как во второй половине 2021 года, власти КНР проводят смягчение денежно-кредитной политики. В последнем случае решение о смягчении было принято несмотря на наличие повышенных инфляционных рисков, когда индекс цен в промышленности в октябре показал максимальный рост за последние 26 лет, а рост потребительских цен в годовом выражении ускорился с 0,7% в сентябре до 2,3% в ноябре.

Второй важной особенностью является отсутствие у Народного банка КНР независимого статуса в структуре государственной власти и формальная подчиненность центральному правительству. Поэтому в конечном итоге основные решения в области денежно-кредитной политики принимаются после одобрения со стороны Госсовета КНР. Подчиненность Народного банка КНР Госсовету объясняет то, почему власти в Китае уделяют повышенное внимание темпам экономического развития, а не ориентируются только на достижение целей по инфляции при принятии решений в денежно-кредитной политике.

 

Антиинфляционная политика в Китае также проводится совместно центральным банком и правительством. При этом список антиинфляционных мер не ограничивается стандартным набором в виде повышения ставок или введения ценового регулирования, а в большей степени направлен на поддержку предложения.

Характерный пример такой политики — реакция китайских властей на резкий рост цен на уголь осенью 2021 года. Помимо общего ужесточения контроля за ценообразованием на рынке, правительство реализовало комплекс мер по обеспечению поставок — от выдачи дополнительных разрешений на добычу до стабильных грузоперевозок, а Народный банк КНР объявил о запуске программы рефинансирования кредитов для угольных компаний.

Другой пример — действия властей по борьбе с кризисом на рынке свинины. В 2019 году цены на свинину резко выросли после случившейся в стране эпидемии африканской чумы свиней (АЧС) и последовавшего за этим сокращения поголовья. В этих условиях крупные и мелкие хозяйства получили государственную поддержку в виде бюджетных субсидий и субсидированных кредитов. В результате к первому кварталу 2021 года уровень поголовья вернулся к докризисному уровню, и цены на свинину в Китае начали снижаться, что привело к замедлению инфляции.

Пример Китая показывает, что совмещение целей по инфляции и экономическому росту в рамках денежно-кредитной политики является вполне реальным, но требует тесной координации действий центрального банка с правительством. При такой системе правительство частично берет на себя задачу по обеспечению стабильности цен за счет сочетания мер административного регулирования и поддержки рыночного предложения. Центральный банк в свою очередь при помощи инструментов денежно-кредитной политики обеспечивает поддержку мер правительства для достижения поставленных целей по экономическому росту.

Источник: РБК

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )