05.03.2010

Роль учебных программ вузов в развитии предпринимательского потенциала молодежи

В статье представлены результаты фокус-групп с преподавателями вузов, в ходе которых обсуждался вопрос о роли образовательных программ в развитии предпринимательского потенциала молодежи.

Киселева Е.С., Кононова В.Ю.

В статье представлены результаты фокус-групп с преподавателями вузов, в ходе которых обсуждался вопрос о роли образовательных программ в развитии предпринимательского потенциала молодежи. Анализируются мнения преподавателей о существующих проблемах в содержании программ и организации процесса обучения с точки зрения их ориентированности на выработку у студентов предпринимательских качеств. Формулируются основные направления совершенствования программ, а также риски и ограничения, связанные с реализацией этих изменений.

Введение

Молодежь как наиболее активная часть общества, склонная к инновациям и реализации новых оригинальных идей, обладает высоким предпринимательским потенциалом. Это проявляется, в частности, в распространенности среди молодежи намерений открыть свое дело и положительной оценке собственной способности быть предпринимателем. В рамках нашего предыдущего исследования, посвященного представлениям о предпринимательстве в молодежной среде России, было выявлено, что высокий предпринимательский потенциал характерен для значительной части студенческой молодежи. Проведенный опрос 490 студентов, обучающихся в крупных московских и региональных вузах по экономическим и управленческим специальностям, показал, что более 75% опрошенных позитивно относятся к предпринимательству как к деятельности, приносящей пользу обществу. При этом более трети опрошенных студентов заявило о намерении в будущем начать собственный бизнес.

Вместе с тем, сейчас предпринимательский потенциал молодежи в России задействован в недостаточной степени. С одной стороны, это происходит в силу того, что молодежь не обладает необходимыми знаниями и навыками в области предпринимательства и выбирает пассивную позицию, опасаясь трудностей, связанных с организацией своего дела. С другой стороны, образовательные учреждения, в которых молодые люди проходят обучение, в особенности, вузы, не всегда в должной степени ориентируют свою образовательную и внеучебную деятельность на решение задачи развития у молодежи предпринимательских качеств.

При этом вопрос о возможности влияния образовательных программ на развитие предпринимательского потенциала молодежи является дискуссионным. Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «предпринимательство». Так, упрощенный подход к определению предпринимательства связывает эту деятельность, главным образом, с созданием новой компании и управлением ею с целью получения прибыли. Согласно другому подходу, берущему начало от работ Й. Шумпетера, сутью предпринимательства являются инновации, лидерство, креативность и склонность к изменениям. В такой трактовке больше внимания уделяется не появлению нового бизнеса как такового, а поведенческим характеристикам предпринимателя, его инициативности, самостоятельности, готовности рисковать. Причем данные поведенческие характеристики могут проявляться не только у собственника новой компании в сфере малого бизнеса, но и у наемного работника в уже существующей крупной компании или в некоммерческой организации.

Роль образовательных программ в развитии предпринимательства может быть определена по-разному в зависимости от представлений о том, в какой степени внешняя среда может влиять на формирование предпринимательских способностей человека.

С одной стороны, можно утверждать, что предпринимательские способности человека являются врожденными, ими обладают люди определенного психологического склада, и обучить предпринимательству невозможно. Тогда роль системы образования в развитии предпринимательства может заключаться в выявлении таких людей и наделении их прикладными управленческими методиками, а также базовыми знаниями в области экономики, права и ряда других дисциплин, необходимыми предпринимателю.

С другой стороны, основываясь на точке зрения, что предприниматель – это инноватор (инновации в данном случае понимаются широко, включая в себя создание новых продуктов и технологий не только в бизнес-среде, но и в конкретных отраслях), можно предположить, что для появления таких инноваций необходимы фундаментальные знания и практическая подготовка в той или иной предметной области. В таком случае роль системы образования для развития предпринимательства может заключаться в подготовке профессионалов, прежде всего, в технической сфере.

Наконец, если понимать под предпринимательством набор поведенческих качеств, таких как инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, то задача образовательных учреждений с точки зрения развития предпринимательского потенциала молодежи может быть сведена к воспитанию этих качеств у учащихся.

Целью настоящего исследования было выявление того, в какой степени существующие образовательные программы и организация учебного процесса способствуют развитию предпринимательского потенциала студентов вузов. Основой для исследования стало проведение фокус-групп с преподавателями российских вузов.

Описание исследования

В целях исследования роли учебных программ в развитии предпринимательского потенциала молодежи в марте-апреле 2009 г. нами были организованы и проведены пять фокус-групп с преподавателями вузов в пяти крупных российских городах: Москва (МГУ им. М. В. Ломоносова), Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский государственный университет), Красноярск (Сибирский федеральный университет), Екатеринбург (Уральский государственный экономический университет) и Краснодар (Кубанский государственный университет).

Каждый из городов, отобранных для проведения исследования, является региональным центром и представляет, соответственно, Центральный, Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Южный федеральные округа, что обеспечивает географическое разнообразие получаемых данных.

В качестве конкретных учебных заведений в каждом из городов были выбраны классические университеты, где учебный процесс организован сходным образом, в соответствии с установленными государством стандартами. В отобранных университетах опрос проводился на факультетах экономического и (или) управленческого профиля. Выбор классических университетов обеспечил сопоставимость уровня вузов от города к городу.

Выбор метода фокус-групп обусловлен тем, что он позволяет собрать не только общую информацию о содержании образовательных программ и организации учебного процесса в вузах, но и субъективные мнения преподавателей о различных возможностях и ограничениях развития предпринимательского потенциала учащихся, высказываемые в ходе дискуссии.

В состав участников каждой фокус-группы входили по 5-6 преподавателей. В ходе фокус- групп основными вопросами для обсуждения были следующие:

  • Является ли развитие предпринимательского потенциала студентов задачей обучения в вузе?
  • Какие характеристики учебных программ и учебного процесса способствуют развитию предпринимательского потенциала?
  • Какие характеристики учебных программ и учебного процесса препятствуют развитию предпринимательского потенциала?

Анализ высказываний, сделанных в ходе обсуждения этих вопросов, позволил сформулировать рекомендации по совершенствованию образовательных программ в целях развития предпринимательского потенциала молодежи, а также выявить ряд потенциальных рисков и ограничений, связанных с реализацией сделанных рекомендаций.

Высшее образование и развитие предпринимательского потенциала молодежи

 Вопрос о том, входит ли развитие предпринимательского потенциала студентов в круг задач высшего образования, вызвал оживленную дискуссию среди участников фокус- групп. Были высказаны противоположные мнения о том, должно ли высшее образование в сфере экономики и управления способствовать развитию предпринимательского потенциала студентов. По мнению одних участников фокус-групп, задача формирования и развития предпринимательского потенциала студентов не противоречит другим задачам высшего образования и вполне вписывается в практику обучения в классических университетах. Среди основных аргументов в поддержку этой точки зрения можно выделить следующие:

  • Навыки предпринимательства имеют широкое применение и не ограничиваются сферой малого бизнеса: «предпринимателем можно быть в армии, в госаппарате, в вузе… преподаватель тоже может быть предпринимателем, если он по-новому преподает свой курс»;
  • Развитие ряда качеств и навыков, необходимых предпринимателю, делает учебный процесс более интересным и полезным для всех студентов;
  • Студентам необходимо давать возможность развиваться с разных сторон, в том числе развивать их предпринимательские способности, поскольку далеко не все из них имеют четкое представление о том, чем они будут заниматься в будущем.

По мнению других участников фокус-групп, формирование и развитие предпринимательских способностей не входит в задачи обучения в вузе. В пользу этой точки зрения приводились следующие доводы:

  • Для предпринимателя важны врожденные личные качества (такие как склонность к риску, активность и т. д.) и воспитание с самого детства «в духе предпринимательства», поэтому в вузе вырабатывать эти качества уже поздно;
  • Высшее образование в классических университетах всегда отличалось обширной теоретической подготовкой, и такой подход к обучению не особенно способствует развитию предпринимательских способностей, но даже при изменении учебных программ «обучить предпринимательству невозможно»;
  • В современных условиях более широкие возможности по созданию новых малых компаний имеют скорее специалисты в технической сфере, чем экономисты и управленцы, которые в таких компаниях могут выступать в качестве наемного персонала, для которого предпринимательские способности не так важны;
  • Высшее образование не является обязательным для предпринимателя, напротив, получая дополнительные знания и навыки, студент скорее стремится работать в крупных компаниях или идти на госслужбу, чем создавать свой бизнес.

В целом, участники большинства проведенных фокус-групп сошлись во мнении, что «делать из всех предпринимателей» не является основной задачей высшего образования. В то же время, формирование позитивного отношения к предпринимательству и развитие качеств и навыков, необходимых предпринимателям, полезно для всех студентов, вне зависимости от их сферы деятельности в будущем. В связи с этим, по мнению преподавателей-участников фокус-групп, целесообразно внести изменения в содержание учебных программ и организацию учебного процесса с тем, чтобы они в большей степени способствовали раскрытию предпринимательского потенциала молодежи.

Достоинства и недостатки учебных программ и процесса обучения с точки зрения их влияния на развитие предпринимательского потенциала молодежи

Участники большинства фокус-групп отметили, что в их вузах ведется работа по совершенствованию учебных программ и организации образовательного процесса, направленная на увеличение практической составляющей курсов и развития у студентов таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за свои действия. Преподаватели отметили общую тенденцию к постепенной замене традиционных методов преподавания на кейс-метод и активное использование групповых студенческих проектов, привлечение «практиков» к преподаванию ряда дисциплин. Вместе с тем, многие преподаватели, принявшие участие в фокус-группах, указали на недостаточную распространенность таких изменений. Более того, сопоставление результатов фокус-групп показывает, что масштабы проводимых изменений в разных городах могут существенно различаться.

В качестве наиболее распространенных проблем в организации учебного процесса и содержании учебных программ, не способствующих раскрытию предпринимательского потенциала студентов, были названы недостаточное использование активных методов обучения, недостаточно тесная связь учебного процесса с практикой, а также ряд иных проблем, связанных с организацией учебного процесса (Табл. 1).

Таблица 1. Мнения преподавателей о существующих проблемах в содержании учебных программ и организации учебного процесса с точки зрения их направленности на развитие предпринимательского потенциала студентов

Высказанные мнения

Фокус-группы с участием преподавателей

ВШБ МГУ

СПбГУ

СФУ

УрГЭУ

КубГУ

Активные методы обучения и курсы по предпринимательству

Недостаточно часто используются кейсы

+

+

 

+

 

Редко используются групповые проекты студентов

 

+

+

 

 

Отсутствуют специализированные курсы по предпринимательству

+

+

+

 

 

Связь с практикой

Содержание некоторых курсов оторвано от практики

 

 

 

+

+

Мало преподавателей-практиков

+

+

+

 

+

Преподаватели настроены на традиционное преподавание академических дисциплин

 

+

+

 

+

Организация учебного процесса

Учебные курсы плохо «состыкованы», есть повторы

 

+

 

+

 

Нет «отсева» студентов с низкой успеваемостью

 

+

 

 

 

Использование активных методов обучения и курсов по предпринимательству. В большинстве фокус-групп при обсуждении проблем в содержании учебных программ и организации учебного процесса с точки зрения их направленности на развитие предпринимательского потенциала студентов было указано на недостаточное использование активных методов обучения, подразумевающих ответную реакцию студентов при изучении материала. Преподаватели указали на недостаточно частое использование кейс-метода, а также групповых проектов студентов. По мнению преподавателей, в отличие от традиционных лекционных и семинарских занятий, активные методы обучения в значительно большей степени способствуют развитию таких качеств и компетенций, как коммуникабельность, инициативность, ответственность, работа в команде. Однако для более широкого распространения кейс-метода и групповых проектов необходимо, чтобы преподаватели вносили изменения в свои курсы.

Наряду с недостаточным использованием активных методов обучения, в ходе большинства фокус-групп их участники обратили внимание на сохраняющуюся в настоящее время нехватку качественных курсов по предпринимательству. По словам преподавателей, в ряде вузов такие курсы заменяются отдельными темами занятий в рамках других курсов, например, в курсе основ хозяйственного права рассматривается процедура регистрации предприятия. В других вузах такие курсы в учебных планах есть, однако по своему содержанию они во многом сходны с курсом менеджмента и посвящены рассмотрению отдельных управленческих методик. При этом, например, в практике зарубежных школ бизнеса преподавание курсов по предпринимательству ведется полностью на основе кейсов, отражающих особенности современной бизнес-среды.

Связь с практикой. Ряд участников фокус-групп также выделили такую проблему в содержании учебных программ, как «оторванность от действительности» отдельных курсов. Так, один из участников привел пример из собственного студенческого опыта, когда в курсе по финансам преподаватель объяснял им зарубежные модели, не применимые в российских условиях: «Когда нам преподаватель объяснял по поводу расчета стоимости акции, он приводил (в пример) западные модели. Но я знаю, что эти модели в большинстве случаев не работают у нас, но преподаватель рассказывает, что так должно быть. …Получается, студент выучил, но применить на практике (это) он не сможет».

Проблема практической направленности курсов, по мнению участников фокус-групп, тесно связана с другой проблемой – привлечением преподавателей-практиков. На данный момент в большинстве вузов, принимавших участие в исследовании, многие дисциплины практической направленности преподаются людьми, имеющими только теоретическую подготовку по своему предмету. По выражению участника одной из фокус-групп, «мы в теории говорим то, о чем на практике имеем поверхностное представление».

Как отмечали участники фокус-групп, эта проблема имеет два аспекта. С одной стороны, многим вузам сложно найти представителей бизнеса, готовых уделять свое время студентам, поскольку это очень занятые люди. С другой стороны, привлечение преподавателей-практиков не гарантирует высокого качества преподавания и вовлечения студентов в реальные бизнес-процессы, поскольку преподаватели-практики не всегда владеют методиками преподавания. По словам одного из участников, «зачастую бывает такая ситуация… (что) человек, который существует в практической сфере, не может и не умеет донести популярно свои знания для студента».

Другой часто упоминавшейся проблемой недостаточной связи учебного процесса с практикой была настроенность преподавателей на преподавание теоретических дисциплин. Участники фокус-групп, включая присутствовавших руководителей кафедр, отмечали, что им сложно мотивировать преподавателей на разработку новых курсов или на внедрение инновационных методик преподавания уже имеющихся курсов. В особенности, такая проблема возникает в отношении преподавателей «старой закалки», традиционно использовавших академический стиль преподавания курсов. В результате, по выражению одного из участников фокус-группы, «обучение – это тонны теории… для студентов в большинстве (случаев) такая учеба – это скучно».

Организация учебного процесса. Актуальной для ряда вузов является проблема «стыковки курсов». По выражению одного из участников фокус-группы, «преподаватели редко встречаются и редко обсуждают свои курсы», что приводит к повторному появлению одних и тех же тем в содержании разных курсов. По мнению преподавателей, такие повторы снижают мотивацию к учебе для студентов: «Когда пятый раз читают одно и то же – это демотивирует».

В ходе обсуждения проблем, связанных с организацией учебного процесса, преподаватели упоминали проблему недостаточной дисциплины и прилежания со стороны студентов. Так, на одной из фокус-групп был поднят вопрос о необходимости «отсева» студентов с низкой успеваемостью. Участники дискуссии высказали точку зрения, что отсутствие такого «отсева» и «вытягивание двоечников» приводит к тому, что остальные студенты постепенно утрачивают мотивацию к учебе, поскольку и «двоечники», и остальные студенты получат «одинаковые дипломы».

В целом, большинство преподавателей считают, что в своем текущем виде учебные программы и организация учебного процесса в классических университетах лишь в небольшой степени направлены на развитие качеств и компетенций студентов, необходимых для развития и реализации их предпринимательского потенциала. Но развитие таких качеств и компетенций является полезным для большинства студентов, поэтому преподаватели в ходе всех фокус-групп активно участвовали в обсуждении необходимых для этого преобразований.

Направления совершенствования учебных программ и процесса обучения в целях развития предпринимательского потенциала молодежи

В ходе обсуждения возможных направлений совершенствования образовательных программ было высказано большое количество предложений, касающихся обновления содержания программ, внедрения активных методов преподавания, поиска более эффективных форм организации учебного процесса, расширения перечня внеучебных мероприятий (Табл. 2).

Таблица 2. Предложения преподавателей по совершенствованию учебных программ в целях развития предпринимательского потенциала студентов

Предложения

Формируемые качества

Активность, инициатив-ность

Творческие способности

Коммуника-бельность

Ответствен-ность

Использование активных методов обучения

Построение курсов полностью на изучении кейсов

+

 

+

 

Расширенное применение групповых (проектных) форм работы

+

+

+

+

Увеличение количества творческих заданий

 

+

 

 

Увеличение объема самостоятельной работы студентов

 

 

 

+

Расширение практической составляющей учебных программ

Разработка новых курсов, требующих от студентов практических действий («практика бизнеса», «студенческие бизнесы» и т.д.)

+

+

+

+

Занятия с участием преподавателей и специалистов-практиков

+

 

+

 

Формирование отношения к предпринимательству на примерах реальных людей (социальное научение)

Мастер-классы с успешными предпринимателями

+

 

 

 

Вовлечение студентов и преподавателей в оказание консалтинговых услуг для предпринимателей

+

 

+

+

Внеучебные мероприятия

Вовлечение студентов в подготовку и проведение внеучебных мероприятий

+

+

+

+

Формирование «команд» студентов экономических и технических специальностей

 

+

+

 

Повышение мотивации студентов к учебе

Отчисление студентов с неудовлетворительной успеваемостью

 

 

 

+

Регулярные контакты руководства факультета со студентами – «обратная связь»

+

 

 

+

Предложенные преподавателями меры по совершенствованию образовательных программ нацелены, в основном, на формирование и развитие у студентов таких качеств, желательных с точки зрения развития предпринимательского потенциала, как: активность и инициативность; творческие способности, нестандартный образ мышления; коммуникабельность; ответственность за свои действия.

Преподаватели отмечали, что для развития у студентов предпринимательских качеств необходимо не «учить бизнесу», а формировать правильное отношение к условиям, в которых существует предприниматель, и модель поведения в таких условиях. С учетом этого, значительная часть предлагаемых изменений имеет отношение, прежде всего, к воспитательной работе, направленной на развитие у студентов желаемых качеств и компетенции. Вместе с тем, ряд предложений был направлен на корректировку перечня преподаваемых дисциплин и серьезное усовершенствование методик преподавания. При этом часть предложений, сделанных преподавателями, уже реализуется в их вузах.

Использование активных методов обучения. По мнению подавляющего большинства участников фокус-групп, наиболее важным условием активизации развития предпринимательского потенциала студентов является изменение существующих методов преподавания в пользу активных методов обучения. Как отмечали участники, необходимо отойти от традиционных форм подачи материала через изложение преподавателем основ предмета и последующего повторения изложенного студентами. Во всех фокус-группах было высказано мнение, что такая система обучения не способствует повышению заинтересованности студентов в учебе и не создает условий для развития таких качеств, как инициативность, креативность, коммуникабельность и др.

Расширение практической составляющей учебных программ. Большинство преподавателей, участвовавших в обсуждении, считает, что вузам необходимо продолжать работу по поиску и привлечению преподавателей-практиков. Наряду с этим в ходе нескольких фокус-групп был предложен такой вариант, как привлечение специалистов-практиков в качестве «гостей» на занятия, проводимые вузовскими преподавателями. По мнению участников, это позволит решить проблему нехватки преподавательских навыков у специалистов-практиков.

Большинство преподавателей, принявших участие в обсуждении, также считают, что необходимо увеличивать количество учебных часов, выделяемых на студенческую практику. И начинать ее нужно не на старших курсах, а уже на младших, поскольку это дает студентам возможность попасть в деловую среду и определиться со своими предпочтениями относительно будущего вида деятельности. Вместе с тем, преподаватели подчеркивали необходимость усовершенствования системы отчетности студентов по пройденной практике с тем, чтобы студенты более ответственно относились к этой форме учебной работы.

Формирование отношения к предпринимательству на реальных примерах. По мнению ряда преподавателей, развитию предпринимательских способностей студентов может способствовать желание подражать предпринимателям. Такой подход может быть реализован в случае, когда студенты имеют возможность непосредственно общаться и контактировать с представителями бизнес-сообщества.

В частности, очень полезным для студентов может быть общение с преподавателями кафедр, которые одновременно являются предпринимателями. По словам участников фокус-групп, такие преподаватели есть в их вузах. Кроме того, многие преподаватели считают целесообразным проведение для студентов мастер-классов с приглашением успешных предпринимателей.

Также было предложено вовлекать студентов в оказание консультационных услуг действующим предпринимателям. Эта идея высказывалась в ходе нескольких фокус- 9 групп и, по мнению преподавателей, она может быть реализована как на базе студенческих бизнес-инкубаторов, которые уже созданы во многих вузах, так и путем вовлечения студентов в консультационную деятельность, осуществляемую преподавателями вузов.

Внеучебные мероприятия. Подавляющее большинство преподавателей в ходе обсуждения подчеркивали, что необходимо более активно вовлекать студентов во внеучебную деятельность вузов, такую как подготовка и проведение различных мероприятий (встречи, праздники, «дни первокурсника», «ярмарки вакансий», научно- практические конференции и др.). Такая форма работы позволяет развивать организаторские способности студентов, их коммуникативные навыки, чувство ответственности за исполнение обязательств.

Наряду с этим, в нескольких фокус-группах преподавателями была предложена идея формирования «предпринимательских команд», состоящих из студентов экономических и управленческих специальностей с одной стороны, и студентов естественнонаучных, технических и инженерных специальностей, с другой стороны. Такая кооперация будет способствовать разработке инновационных продуктов, требующей взаимодействия специалистов из разных областей. Формирование таких команд, по мнению преподавателей, может осуществляться в рамках студенческих бизнес-инкубаторов, на «ярмарках бизнес-идей» и других мероприятиях.

Повышение мотивации студентов к учебе. По мнению большинства преподавателей, немаловажным фактором, обеспечивающим более ответственный подход студентов к учебе, является повышение дисциплины студентов. В качестве первоочередной меры в этом направлении преподаватели предложили отказаться от существующей в некоторых вузах «мягкой» системы оценок, при которой студенты с неудовлетворительной успеваемостью имеют возможность многократно «пересдавать» экзамены и, фактически, продолжать учиться, имея академические задолженности. Кроме того, зачастую выставление оценок по той или иной дисциплине зависит лишь от экзаменационной оценки и не учитывает успеваемость и прилежание студента в течение периода обучения. В этом случае, по выражению одного из участников фокус-группы, возникает ситуация, когда «разгильдяи, сидящие рядом, все равно получат такой же диплом».

Наряду с этим, в ходе нескольких фокус-групп их участники высказали предложение сделать регулярными контакты руководства факультетов или кафедр со студентами в целях получения «обратной связи» об учебном процессе. По мнению преподавателей, такая форма общения дает возможность выявить отношение студентов к тем или иным формами организации учебного процесса, содержанию курсов и т.д., а учет конструктивных предложений, высказанных студентами, позволит повысить качество учебных программ.

Ограничения и риски реализации предложенных направлений совершенствования учебных программ

 В ходе обсуждения возможных направлений усовершенствования образовательного процесса и учебных программ, участники фокус-групп выделили ряд ограничений и рисков, связанных с реализацией сделанных предложений (Табл. 3). Эти ограничения и риски носят различный характер и могут быть связаны с необходимостью предъявлять более высокие требования к преподавателям, преодолевать пассивность студенческой аудитории, а также соблюдать государственные образовательные стандарты.

Таблица 3. Ограничения и риски при реализации предложений преподавателей вузов по совершенствованию учебных программ с целью развития предпринимательского потенциала студентов

Предложения

Ограничения и риски

Использование активных методов обучения (кейс-метод, групповая работа) в сочетании с самостоятельной работой студентов

  • Применение кейс-метода требует значительных затрат времени и усилий преподавателей, так как нужна полная перестройка имеющихся курсов.
  • Количество кейсов, соответствующей российской практике, очень ограничено.
  • Большинство преподавателей не владеют методикой преподавания кейсов.
  • Студенты не привыкли работать самостоятельно, поэтому все равно придется рассказывать теоретический материал на занятии.

Увеличение практической составляющей учебных программ (разработка новых инновационных курсов, привлечение специалистов- практиков)

  • Сокращение теоретической части может привести к «выхолащиванию теории» и утрате одного из преимуществ классического университетского образования.
  • Образовательные стандарты, утверждаемые Министерством образования и науки, содержат теоретические дисциплины, учебные программы которых вузы не могут менять.
  • При прохождении практики в компаниях студенты скорее знакомятся с делопроизводством, чем с процессом принятия решений в бизнесе.
  • Прохождение студентами бизнес-практики сложно проконтролировать со стороны вуза.
  • В российской предпринимательской практике широко используются теневые схемы (при уплате налогов, например), существует проблема высокого уровня коррумпированности чиновников. Вузы не должны учить студентов нелегальным способам решения проблем в бизнесе.

Формирование отношения к предпринимательству (мастер-классы)

  • Мастер-классы часто являются пассивными мероприятиями, не предполагающими вовлечения студентов в ход их проведения.
  • Даже самый успешный предприниматель может не увлечь своим примером студентов.

Внеучебные мероприятия

  • Многие студенты относятся к учебе только как к процедуре, необходимой для получения диплома. Они не проявляют интереса к дополнительным мероприятиям.

«Обратная связь» со студентами

  • Некоторые конструктивные предложения студентов не могут быть реализованы ввиду кадровых, аудиторных и иных ограничений, имеющихся в вузах.

Использование активных методов обучения. По мнению преподавателей, основное ограничение при использовании активных методов преподавания заключается в сложности внедрения кейс-метода в учебный процесс. Во-первых, применение кейс- метода требует полной перестройки традиционных курсов, что связано со значительными затратами труда преподавателей. В ходе некоторых фокус-групп руководители кафедр отмечали, что мотивирование преподавателей на переработку своих курсов является достаточно сложной задачей, учитывая их загруженность аудиторной работой, а также существующую в ряде вузов систему оплаты труда, не зависящую от результатов методической деятельности преподавателя.

Во-вторых, применение кейс-метода требует разработки новых кейсов, соответствующих российской практике, поскольку применение готовых зарубежных кейсов, по мнению преподавателей, в ряде случае не имеет смысла, а разработка российских кейсов требует от преподавателя определенных навыков.

В-третьих, большинство преподавателей отметило, что эффективное применение кейс- метода требует особых навыков преподавания кейсов. Участники фокус-групп отмечали, что многие преподаватели не владеют этими методиками, что также сдерживает применение даже готовых и актуализированных кейсов.

Помимо этого, преподавателями отмечался дополнительный риск, возникающий в случае замещения традиционных форм преподавания активными методами. Новый подход требует предварительной подготовки студента к занятиям, тогда как на занятии вместо объяснения понятий и теоретических основ происходит обсуждение более продвинутых вопросов с использованием активных методов преподавания. Этот риск, по мнению преподавателей, состоит в том, что большинство российских студентов не привыкли к такой форме работы, а при отсутствии самостоятельной подготовки к каждому занятию эффективность использование активных методов преподавания сводится к минимуму.

Увеличение практической составляющей учебных программ. Участники фокус-групп отметили целый ряд ограничений и рисков, связанных с расширением практических курсов и соответствующим сжатием теоретической части образовательных программ, а также с попытками вовлечения студентов в предпринимательскую среду.

Во-первых, были высказаны опасения относительно смещения акцентов в образовательной программе с теоретической подготовки на практическую. Некоторые преподаватели указали на риск утраты солидной теоретической базы, которой традиционно отличалось образование в классическом университете. В ряде случаев такие опасения высказывались в достаточно категоричной форме: «от теории никуда не деться», «не нужно выхолащивать теорию».

В дополнение к этому, некоторые преподаватели указали на ограничения со стороны органов, регулирующих разработку вузовских образовательных программ. Эти ограничения состоят в том, что учебные программы классических университетов, являющихся бюджетными организациями, должны соответствовать утвержденным государственным образовательным стандартам, в которых закреплено количество часов, выделяемых на конкретные учебные дисциплины, а также содержание программ этих дисциплин.

Во-вторых, ряд преподавателей отметили, что расширение объема практики не обязательно будет способствовать вовлечению студентов в бизнес-среду. Этот риск возникает в связи с тем, что студенты, находясь на практике в компаниях, не видят процесса принятия решений, а знакомятся скорее с деятельностью тех отделов и тех специалистов среднего звена, с которыми они непосредственно контактируют. По словам преподавателей, «они смотрят не на деятельность предпринимателя, а на деятельность клерков», «студентов не пригласят на совет директоров». Кроме того, процесс прохождения практики, включая качество работы студента во время ее прохождения, в ряде случаев сложно проконтролировать со стороны вуза.

В-третьих, некоторые преподаватели указали на дополнительное ограничение этического характера, возникающее при попытках вовлечения студентов в российскую предпринимательскую среду. По мнению преподавателей, это ограничение связано с тем, что специфика российского малого предпринимательства состоит в необходимости преодоления административных барьеров «обходными путями». Один из участников фокус-группы высказался об этом следующим образом: «теневая экономика не может и не должна преподаваться», «мы не можем рассказывать студентам, как нужно давать взятки».

Другие ограничения и риски. В отношении ограничений и рисков, связанных с организацией встреч и мастер-классов с успешными предпринимателями, участники фокус-групп отметили, что такие мероприятии зачастую носят пассивный характер, не предполагающий активного вовлечения студентов в обсуждаемые вопросы. Кроме того, некоторые преподаватели указали на риск того, что даже самый успешный предприниматель может не увлечь студентов своим примером, так как это требует определенных ораторских способностей, «наличия харизмы» у этого предпринимателя.

В ходе одной из фокус-групп обсуждался вопрос о том, что большинство студентов, проходящих обучение в вузе в данный момент, мало интересуется внеучебной жизнью факультета и не проявляет желания участвовать во внеучебных мероприятиях. Некоторые преподаватели также отметили, что успех подобных мероприятий во многом зависит от отношений, сложившихся между студентами в группах: в разобщенных в социальном смысле группах возникает риск, что внеучебные мероприятия будут носить сугубо формальный характер.

Участники фокус-групп также указали на некоторые риски, связанные с установлением «обратной связи» руководства факультетов и кафедр со студентами. Было отмечено, что не все предложения студентов могут быть реализованы ввиду ограничений технического характера (например, невозможность изменения расписания из-за ограниченного аудиторного фонда) или кадровых ограничений.

В целом, анализ высказанных преподавателями ограничений и рисков при реализации предложений по совершенствованию учебных программ показывает, что большая часть приведенных преподавателями аргументов относится к необходимости адаптации передовых методов обучения, успешно применяемых за рубежом, к российской действительности. В частности, эта адаптация может заключаться в проведении активной работы с преподавателями вузов с целью получения ими дополнительных навыков (например, в области подготовки и преподавания кейсов), а также в дополнительной воспитательной работе со студентами, направленной на формирование у них более ответственного подхода к учебе.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы. Преподаватели вузов разделяют точку зрения о том, что предпринимательские качества являются полезными для всех студентов, независимо от того, собираются ли эти студенты в дальнейшем создавать свой бизнес или работать по найму.

Большинство преподавателей вузов считают, что в своем текущем виде учебные программы по экономическим и управленческим специальностям в классических университетах в недостаточной степени способствуют развитию качеств, необходимых предпринимателю, несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в последние годы. По их мнению, для развития предпринимательского потенциала студентов необходимо внести ряд изменений в содержание и организацию учебного процесса:

  • Использование активных методов преподавания (кейс-метод, групповые проекты, творческие задания);
  • Увеличение практической составляющей образовательных программ (расширение студенческой практики, вовлечение в предпринимательскую среду путем организации студенческих малых предприятий, в том числе на базе вузовских бизнес-инкубаторов);
  • Формирование отношения к предпринимательству на реальных примерах (встречи и мастер-классы с успешными предпринимателями, вовлечение студентов в сферу предоставления консультационных услуг предпринимателям);
  • Расширение перечня внеучебных мероприятий, вовлечение студентов в их подготовку;
  • Повышение мотивации студентов к учебе за счет укрепления учебной дисциплины и организации «обратной связи» студентов с преподавателями и руководством факультетов.

По мнению преподавателей, реализация предложений по совершенствованию учебных программ связана с рядом ограничений и рисков, таких как отсутствие у многих преподавателей опыта разработки и представления кейсов, отсутствие у студентов «привычки» к самостоятельной работе перед занятием и др. Преодоление этих ограничений и рисков может быть связано, в первую очередь, с повышением квалификации преподавателей в части использования кейс-метода, проведением воспитательной работы со студентами в целях формирования более ответственного отношения к учебе, а также с реализацией мер административного характера, направленных на материальное стимулирование преподавателей, применяющих передовые методы преподавания и разрабатывающих новые курсы практической направленности.

Литература

  1. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2008. – Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. 2009.
  2. Егоров И., Леоненкова Я. Можно ли научить предпринимательству? – Электронный бюллетень «Деловая мысль». Центр предпринимательства США – Россия. http://www.cfe.ru/pic/files/Newsletter/5th%20Newsletter/5%20-%20Can%20Entrepreneurship%20Be%20Taught%20Rus.pdf
  3. Киселева Е.С., Кононова В.Ю. Восприятие малого предпринимательства в молодежной среде. – Вестник Московского университета. Серия 24 «Менеджмент». 2009. № 1.
  4. Aidis, R. Entrepreneurship and Economic Transition. Tinbergen Institute Discussion Paper. 2003. http://www.tinbergen.nl/discussionpapers/03015.pdf
  5. Gartner, W. B. What Are We Talking About When We Talk About Entrepreneurship? Journal of Business Venturing Vol. 5: 15-28. 1990.
  6. Smith, K. and Petersen, J.L. What Is Educational Entrepreneurship? In: Educational Entrepreneurship: Realities, Challenges, Possibilities, ed. by. Hess, F.M. Harvard Education Press. 2006.
  7. Virtanen, M. The Role of Different Theories in Explaining Entrepreneurship. Paper presented at the USASBE Annual National Conference, San Francisco, 1997. http://usasbe.org/knowledge/proceedings/proceedingsDocs/USASBE1997proceedingsP109Virtanen.PDF
Роль учебных программ вузов в развитии предпринимательского потенциала молодежи
В статье представлены результаты фокус-групп с преподавателями вузов, в ходе которых обсуждался вопрос о роли образовательных программ в развитии предпринимательского потенциала молодежи.

Киселева Е.С., Кононова В.Ю.

В статье представлены результаты фокус-групп с преподавателями вузов, в ходе которых обсуждался вопрос о роли образовательных программ в развитии предпринимательского потенциала молодежи. Анализируются мнения преподавателей о существующих проблемах в содержании программ и организации процесса обучения с точки зрения их ориентированности на выработку у студентов предпринимательских качеств. Формулируются основные направления совершенствования программ, а также риски и ограничения, связанные с реализацией этих изменений.

Введение

Молодежь как наиболее активная часть общества, склонная к инновациям и реализации новых оригинальных идей, обладает высоким предпринимательским потенциалом. Это проявляется, в частности, в распространенности среди молодежи намерений открыть свое дело и положительной оценке собственной способности быть предпринимателем. В рамках нашего предыдущего исследования, посвященного представлениям о предпринимательстве в молодежной среде России, было выявлено, что высокий предпринимательский потенциал характерен для значительной части студенческой молодежи. Проведенный опрос 490 студентов, обучающихся в крупных московских и региональных вузах по экономическим и управленческим специальностям, показал, что более 75% опрошенных позитивно относятся к предпринимательству как к деятельности, приносящей пользу обществу. При этом более трети опрошенных студентов заявило о намерении в будущем начать собственный бизнес.

Вместе с тем, сейчас предпринимательский потенциал молодежи в России задействован в недостаточной степени. С одной стороны, это происходит в силу того, что молодежь не обладает необходимыми знаниями и навыками в области предпринимательства и выбирает пассивную позицию, опасаясь трудностей, связанных с организацией своего дела. С другой стороны, образовательные учреждения, в которых молодые люди проходят обучение, в особенности, вузы, не всегда в должной степени ориентируют свою образовательную и внеучебную деятельность на решение задачи развития у молодежи предпринимательских качеств.

При этом вопрос о возможности влияния образовательных программ на развитие предпринимательского потенциала молодежи является дискуссионным. Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «предпринимательство». Так, упрощенный подход к определению предпринимательства связывает эту деятельность, главным образом, с созданием новой компании и управлением ею с целью получения прибыли. Согласно другому подходу, берущему начало от работ Й. Шумпетера, сутью предпринимательства являются инновации, лидерство, креативность и склонность к изменениям. В такой трактовке больше внимания уделяется не появлению нового бизнеса как такового, а поведенческим характеристикам предпринимателя, его инициативности, самостоятельности, готовности рисковать. Причем данные поведенческие характеристики могут проявляться не только у собственника новой компании в сфере малого бизнеса, но и у наемного работника в уже существующей крупной компании или в некоммерческой организации.

Роль образовательных программ в развитии предпринимательства может быть определена по-разному в зависимости от представлений о том, в какой степени внешняя среда может влиять на формирование предпринимательских способностей человека.

С одной стороны, можно утверждать, что предпринимательские способности человека являются врожденными, ими обладают люди определенного психологического склада, и обучить предпринимательству невозможно. Тогда роль системы образования в развитии предпринимательства может заключаться в выявлении таких людей и наделении их прикладными управленческими методиками, а также базовыми знаниями в области экономики, права и ряда других дисциплин, необходимыми предпринимателю.

С другой стороны, основываясь на точке зрения, что предприниматель – это инноватор (инновации в данном случае понимаются широко, включая в себя создание новых продуктов и технологий не только в бизнес-среде, но и в конкретных отраслях), можно предположить, что для появления таких инноваций необходимы фундаментальные знания и практическая подготовка в той или иной предметной области. В таком случае роль системы образования для развития предпринимательства может заключаться в подготовке профессионалов, прежде всего, в технической сфере.

Наконец, если понимать под предпринимательством набор поведенческих качеств, таких как инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, то задача образовательных учреждений с точки зрения развития предпринимательского потенциала молодежи может быть сведена к воспитанию этих качеств у учащихся.

Целью настоящего исследования было выявление того, в какой степени существующие образовательные программы и организация учебного процесса способствуют развитию предпринимательского потенциала студентов вузов. Основой для исследования стало проведение фокус-групп с преподавателями российских вузов.

Описание исследования

В целях исследования роли учебных программ в развитии предпринимательского потенциала молодежи в марте-апреле 2009 г. нами были организованы и проведены пять фокус-групп с преподавателями вузов в пяти крупных российских городах: Москва (МГУ им. М. В. Ломоносова), Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский государственный университет), Красноярск (Сибирский федеральный университет), Екатеринбург (Уральский государственный экономический университет) и Краснодар (Кубанский государственный университет).

Каждый из городов, отобранных для проведения исследования, является региональным центром и представляет, соответственно, Центральный, Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Южный федеральные округа, что обеспечивает географическое разнообразие получаемых данных.

В качестве конкретных учебных заведений в каждом из городов были выбраны классические университеты, где учебный процесс организован сходным образом, в соответствии с установленными государством стандартами. В отобранных университетах опрос проводился на факультетах экономического и (или) управленческого профиля. Выбор классических университетов обеспечил сопоставимость уровня вузов от города к городу.

Выбор метода фокус-групп обусловлен тем, что он позволяет собрать не только общую информацию о содержании образовательных программ и организации учебного процесса в вузах, но и субъективные мнения преподавателей о различных возможностях и ограничениях развития предпринимательского потенциала учащихся, высказываемые в ходе дискуссии.

В состав участников каждой фокус-группы входили по 5-6 преподавателей. В ходе фокус- групп основными вопросами для обсуждения были следующие:

  • Является ли развитие предпринимательского потенциала студентов задачей обучения в вузе?
  • Какие характеристики учебных программ и учебного процесса способствуют развитию предпринимательского потенциала?
  • Какие характеристики учебных программ и учебного процесса препятствуют развитию предпринимательского потенциала?

Анализ высказываний, сделанных в ходе обсуждения этих вопросов, позволил сформулировать рекомендации по совершенствованию образовательных программ в целях развития предпринимательского потенциала молодежи, а также выявить ряд потенциальных рисков и ограничений, связанных с реализацией сделанных рекомендаций.

Высшее образование и развитие предпринимательского потенциала молодежи

 Вопрос о том, входит ли развитие предпринимательского потенциала студентов в круг задач высшего образования, вызвал оживленную дискуссию среди участников фокус- групп. Были высказаны противоположные мнения о том, должно ли высшее образование в сфере экономики и управления способствовать развитию предпринимательского потенциала студентов. По мнению одних участников фокус-групп, задача формирования и развития предпринимательского потенциала студентов не противоречит другим задачам высшего образования и вполне вписывается в практику обучения в классических университетах. Среди основных аргументов в поддержку этой точки зрения можно выделить следующие:

  • Навыки предпринимательства имеют широкое применение и не ограничиваются сферой малого бизнеса: «предпринимателем можно быть в армии, в госаппарате, в вузе… преподаватель тоже может быть предпринимателем, если он по-новому преподает свой курс»;
  • Развитие ряда качеств и навыков, необходимых предпринимателю, делает учебный процесс более интересным и полезным для всех студентов;
  • Студентам необходимо давать возможность развиваться с разных сторон, в том числе развивать их предпринимательские способности, поскольку далеко не все из них имеют четкое представление о том, чем они будут заниматься в будущем.

По мнению других участников фокус-групп, формирование и развитие предпринимательских способностей не входит в задачи обучения в вузе. В пользу этой точки зрения приводились следующие доводы:

  • Для предпринимателя важны врожденные личные качества (такие как склонность к риску, активность и т. д.) и воспитание с самого детства «в духе предпринимательства», поэтому в вузе вырабатывать эти качества уже поздно;
  • Высшее образование в классических университетах всегда отличалось обширной теоретической подготовкой, и такой подход к обучению не особенно способствует развитию предпринимательских способностей, но даже при изменении учебных программ «обучить предпринимательству невозможно»;
  • В современных условиях более широкие возможности по созданию новых малых компаний имеют скорее специалисты в технической сфере, чем экономисты и управленцы, которые в таких компаниях могут выступать в качестве наемного персонала, для которого предпринимательские способности не так важны;
  • Высшее образование не является обязательным для предпринимателя, напротив, получая дополнительные знания и навыки, студент скорее стремится работать в крупных компаниях или идти на госслужбу, чем создавать свой бизнес.

В целом, участники большинства проведенных фокус-групп сошлись во мнении, что «делать из всех предпринимателей» не является основной задачей высшего образования. В то же время, формирование позитивного отношения к предпринимательству и развитие качеств и навыков, необходимых предпринимателям, полезно для всех студентов, вне зависимости от их сферы деятельности в будущем. В связи с этим, по мнению преподавателей-участников фокус-групп, целесообразно внести изменения в содержание учебных программ и организацию учебного процесса с тем, чтобы они в большей степени способствовали раскрытию предпринимательского потенциала молодежи.

Достоинства и недостатки учебных программ и процесса обучения с точки зрения их влияния на развитие предпринимательского потенциала молодежи

Участники большинства фокус-групп отметили, что в их вузах ведется работа по совершенствованию учебных программ и организации образовательного процесса, направленная на увеличение практической составляющей курсов и развития у студентов таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за свои действия. Преподаватели отметили общую тенденцию к постепенной замене традиционных методов преподавания на кейс-метод и активное использование групповых студенческих проектов, привлечение «практиков» к преподаванию ряда дисциплин. Вместе с тем, многие преподаватели, принявшие участие в фокус-группах, указали на недостаточную распространенность таких изменений. Более того, сопоставление результатов фокус-групп показывает, что масштабы проводимых изменений в разных городах могут существенно различаться.

В качестве наиболее распространенных проблем в организации учебного процесса и содержании учебных программ, не способствующих раскрытию предпринимательского потенциала студентов, были названы недостаточное использование активных методов обучения, недостаточно тесная связь учебного процесса с практикой, а также ряд иных проблем, связанных с организацией учебного процесса (Табл. 1).

Таблица 1. Мнения преподавателей о существующих проблемах в содержании учебных программ и организации учебного процесса с точки зрения их направленности на развитие предпринимательского потенциала студентов

Высказанные мнения

Фокус-группы с участием преподавателей

ВШБ МГУ

СПбГУ

СФУ

УрГЭУ

КубГУ

Активные методы обучения и курсы по предпринимательству

Недостаточно часто используются кейсы

+

+

 

+

 

Редко используются групповые проекты студентов

 

+

+

 

 

Отсутствуют специализированные курсы по предпринимательству

+

+

+

 

 

Связь с практикой

Содержание некоторых курсов оторвано от практики

 

 

 

+

+

Мало преподавателей-практиков

+

+

+

 

+

Преподаватели настроены на традиционное преподавание академических дисциплин

 

+

+

 

+

Организация учебного процесса

Учебные курсы плохо «состыкованы», есть повторы

 

+

 

+

 

Нет «отсева» студентов с низкой успеваемостью

 

+

 

 

 

Использование активных методов обучения и курсов по предпринимательству. В большинстве фокус-групп при обсуждении проблем в содержании учебных программ и организации учебного процесса с точки зрения их направленности на развитие предпринимательского потенциала студентов было указано на недостаточное использование активных методов обучения, подразумевающих ответную реакцию студентов при изучении материала. Преподаватели указали на недостаточно частое использование кейс-метода, а также групповых проектов студентов. По мнению преподавателей, в отличие от традиционных лекционных и семинарских занятий, активные методы обучения в значительно большей степени способствуют развитию таких качеств и компетенций, как коммуникабельность, инициативность, ответственность, работа в команде. Однако для более широкого распространения кейс-метода и групповых проектов необходимо, чтобы преподаватели вносили изменения в свои курсы.

Наряду с недостаточным использованием активных методов обучения, в ходе большинства фокус-групп их участники обратили внимание на сохраняющуюся в настоящее время нехватку качественных курсов по предпринимательству. По словам преподавателей, в ряде вузов такие курсы заменяются отдельными темами занятий в рамках других курсов, например, в курсе основ хозяйственного права рассматривается процедура регистрации предприятия. В других вузах такие курсы в учебных планах есть, однако по своему содержанию они во многом сходны с курсом менеджмента и посвящены рассмотрению отдельных управленческих методик. При этом, например, в практике зарубежных школ бизнеса преподавание курсов по предпринимательству ведется полностью на основе кейсов, отражающих особенности современной бизнес-среды.

Связь с практикой. Ряд участников фокус-групп также выделили такую проблему в содержании учебных программ, как «оторванность от действительности» отдельных курсов. Так, один из участников привел пример из собственного студенческого опыта, когда в курсе по финансам преподаватель объяснял им зарубежные модели, не применимые в российских условиях: «Когда нам преподаватель объяснял по поводу расчета стоимости акции, он приводил (в пример) западные модели. Но я знаю, что эти модели в большинстве случаев не работают у нас, но преподаватель рассказывает, что так должно быть. …Получается, студент выучил, но применить на практике (это) он не сможет».

Проблема практической направленности курсов, по мнению участников фокус-групп, тесно связана с другой проблемой – привлечением преподавателей-практиков. На данный момент в большинстве вузов, принимавших участие в исследовании, многие дисциплины практической направленности преподаются людьми, имеющими только теоретическую подготовку по своему предмету. По выражению участника одной из фокус-групп, «мы в теории говорим то, о чем на практике имеем поверхностное представление».

Как отмечали участники фокус-групп, эта проблема имеет два аспекта. С одной стороны, многим вузам сложно найти представителей бизнеса, готовых уделять свое время студентам, поскольку это очень занятые люди. С другой стороны, привлечение преподавателей-практиков не гарантирует высокого качества преподавания и вовлечения студентов в реальные бизнес-процессы, поскольку преподаватели-практики не всегда владеют методиками преподавания. По словам одного из участников, «зачастую бывает такая ситуация… (что) человек, который существует в практической сфере, не может и не умеет донести популярно свои знания для студента».

Другой часто упоминавшейся проблемой недостаточной связи учебного процесса с практикой была настроенность преподавателей на преподавание теоретических дисциплин. Участники фокус-групп, включая присутствовавших руководителей кафедр, отмечали, что им сложно мотивировать преподавателей на разработку новых курсов или на внедрение инновационных методик преподавания уже имеющихся курсов. В особенности, такая проблема возникает в отношении преподавателей «старой закалки», традиционно использовавших академический стиль преподавания курсов. В результате, по выражению одного из участников фокус-группы, «обучение – это тонны теории… для студентов в большинстве (случаев) такая учеба – это скучно».

Организация учебного процесса. Актуальной для ряда вузов является проблема «стыковки курсов». По выражению одного из участников фокус-группы, «преподаватели редко встречаются и редко обсуждают свои курсы», что приводит к повторному появлению одних и тех же тем в содержании разных курсов. По мнению преподавателей, такие повторы снижают мотивацию к учебе для студентов: «Когда пятый раз читают одно и то же – это демотивирует».

В ходе обсуждения проблем, связанных с организацией учебного процесса, преподаватели упоминали проблему недостаточной дисциплины и прилежания со стороны студентов. Так, на одной из фокус-групп был поднят вопрос о необходимости «отсева» студентов с низкой успеваемостью. Участники дискуссии высказали точку зрения, что отсутствие такого «отсева» и «вытягивание двоечников» приводит к тому, что остальные студенты постепенно утрачивают мотивацию к учебе, поскольку и «двоечники», и остальные студенты получат «одинаковые дипломы».

В целом, большинство преподавателей считают, что в своем текущем виде учебные программы и организация учебного процесса в классических университетах лишь в небольшой степени направлены на развитие качеств и компетенций студентов, необходимых для развития и реализации их предпринимательского потенциала. Но развитие таких качеств и компетенций является полезным для большинства студентов, поэтому преподаватели в ходе всех фокус-групп активно участвовали в обсуждении необходимых для этого преобразований.

Направления совершенствования учебных программ и процесса обучения в целях развития предпринимательского потенциала молодежи

В ходе обсуждения возможных направлений совершенствования образовательных программ было высказано большое количество предложений, касающихся обновления содержания программ, внедрения активных методов преподавания, поиска более эффективных форм организации учебного процесса, расширения перечня внеучебных мероприятий (Табл. 2).

Таблица 2. Предложения преподавателей по совершенствованию учебных программ в целях развития предпринимательского потенциала студентов

Предложения

Формируемые качества

Активность, инициатив-ность

Творческие способности

Коммуника-бельность

Ответствен-ность

Использование активных методов обучения

Построение курсов полностью на изучении кейсов

+

 

+

 

Расширенное применение групповых (проектных) форм работы

+

+

+

+

Увеличение количества творческих заданий

 

+

 

 

Увеличение объема самостоятельной работы студентов

 

 

 

+

Расширение практической составляющей учебных программ

Разработка новых курсов, требующих от студентов практических действий («практика бизнеса», «студенческие бизнесы» и т.д.)

+

+

+

+

Занятия с участием преподавателей и специалистов-практиков

+

 

+

 

Формирование отношения к предпринимательству на примерах реальных людей (социальное научение)

Мастер-классы с успешными предпринимателями

+

 

 

 

Вовлечение студентов и преподавателей в оказание консалтинговых услуг для предпринимателей

+

 

+

+

Внеучебные мероприятия

Вовлечение студентов в подготовку и проведение внеучебных мероприятий

+

+

+

+

Формирование «команд» студентов экономических и технических специальностей

 

+

+

 

Повышение мотивации студентов к учебе

Отчисление студентов с неудовлетворительной успеваемостью

 

 

 

+

Регулярные контакты руководства факультета со студентами – «обратная связь»

+

 

 

+

Предложенные преподавателями меры по совершенствованию образовательных программ нацелены, в основном, на формирование и развитие у студентов таких качеств, желательных с точки зрения развития предпринимательского потенциала, как: активность и инициативность; творческие способности, нестандартный образ мышления; коммуникабельность; ответственность за свои действия.

Преподаватели отмечали, что для развития у студентов предпринимательских качеств необходимо не «учить бизнесу», а формировать правильное отношение к условиям, в которых существует предприниматель, и модель поведения в таких условиях. С учетом этого, значительная часть предлагаемых изменений имеет отношение, прежде всего, к воспитательной работе, направленной на развитие у студентов желаемых качеств и компетенции. Вместе с тем, ряд предложений был направлен на корректировку перечня преподаваемых дисциплин и серьезное усовершенствование методик преподавания. При этом часть предложений, сделанных преподавателями, уже реализуется в их вузах.

Использование активных методов обучения. По мнению подавляющего большинства участников фокус-групп, наиболее важным условием активизации развития предпринимательского потенциала студентов является изменение существующих методов преподавания в пользу активных методов обучения. Как отмечали участники, необходимо отойти от традиционных форм подачи материала через изложение преподавателем основ предмета и последующего повторения изложенного студентами. Во всех фокус-группах было высказано мнение, что такая система обучения не способствует повышению заинтересованности студентов в учебе и не создает условий для развития таких качеств, как инициативность, креативность, коммуникабельность и др.

Расширение практической составляющей учебных программ. Большинство преподавателей, участвовавших в обсуждении, считает, что вузам необходимо продолжать работу по поиску и привлечению преподавателей-практиков. Наряду с этим в ходе нескольких фокус-групп был предложен такой вариант, как привлечение специалистов-практиков в качестве «гостей» на занятия, проводимые вузовскими преподавателями. По мнению участников, это позволит решить проблему нехватки преподавательских навыков у специалистов-практиков.

Большинство преподавателей, принявших участие в обсуждении, также считают, что необходимо увеличивать количество учебных часов, выделяемых на студенческую практику. И начинать ее нужно не на старших курсах, а уже на младших, поскольку это дает студентам возможность попасть в деловую среду и определиться со своими предпочтениями относительно будущего вида деятельности. Вместе с тем, преподаватели подчеркивали необходимость усовершенствования системы отчетности студентов по пройденной практике с тем, чтобы студенты более ответственно относились к этой форме учебной работы.

Формирование отношения к предпринимательству на реальных примерах. По мнению ряда преподавателей, развитию предпринимательских способностей студентов может способствовать желание подражать предпринимателям. Такой подход может быть реализован в случае, когда студенты имеют возможность непосредственно общаться и контактировать с представителями бизнес-сообщества.

В частности, очень полезным для студентов может быть общение с преподавателями кафедр, которые одновременно являются предпринимателями. По словам участников фокус-групп, такие преподаватели есть в их вузах. Кроме того, многие преподаватели считают целесообразным проведение для студентов мастер-классов с приглашением успешных предпринимателей.

Также было предложено вовлекать студентов в оказание консультационных услуг действующим предпринимателям. Эта идея высказывалась в ходе нескольких фокус- 9 групп и, по мнению преподавателей, она может быть реализована как на базе студенческих бизнес-инкубаторов, которые уже созданы во многих вузах, так и путем вовлечения студентов в консультационную деятельность, осуществляемую преподавателями вузов.

Внеучебные мероприятия. Подавляющее большинство преподавателей в ходе обсуждения подчеркивали, что необходимо более активно вовлекать студентов во внеучебную деятельность вузов, такую как подготовка и проведение различных мероприятий (встречи, праздники, «дни первокурсника», «ярмарки вакансий», научно- практические конференции и др.). Такая форма работы позволяет развивать организаторские способности студентов, их коммуникативные навыки, чувство ответственности за исполнение обязательств.

Наряду с этим, в нескольких фокус-группах преподавателями была предложена идея формирования «предпринимательских команд», состоящих из студентов экономических и управленческих специальностей с одной стороны, и студентов естественнонаучных, технических и инженерных специальностей, с другой стороны. Такая кооперация будет способствовать разработке инновационных продуктов, требующей взаимодействия специалистов из разных областей. Формирование таких команд, по мнению преподавателей, может осуществляться в рамках студенческих бизнес-инкубаторов, на «ярмарках бизнес-идей» и других мероприятиях.

Повышение мотивации студентов к учебе. По мнению большинства преподавателей, немаловажным фактором, обеспечивающим более ответственный подход студентов к учебе, является повышение дисциплины студентов. В качестве первоочередной меры в этом направлении преподаватели предложили отказаться от существующей в некоторых вузах «мягкой» системы оценок, при которой студенты с неудовлетворительной успеваемостью имеют возможность многократно «пересдавать» экзамены и, фактически, продолжать учиться, имея академические задолженности. Кроме того, зачастую выставление оценок по той или иной дисциплине зависит лишь от экзаменационной оценки и не учитывает успеваемость и прилежание студента в течение периода обучения. В этом случае, по выражению одного из участников фокус-группы, возникает ситуация, когда «разгильдяи, сидящие рядом, все равно получат такой же диплом».

Наряду с этим, в ходе нескольких фокус-групп их участники высказали предложение сделать регулярными контакты руководства факультетов или кафедр со студентами в целях получения «обратной связи» об учебном процессе. По мнению преподавателей, такая форма общения дает возможность выявить отношение студентов к тем или иным формами организации учебного процесса, содержанию курсов и т.д., а учет конструктивных предложений, высказанных студентами, позволит повысить качество учебных программ.

Ограничения и риски реализации предложенных направлений совершенствования учебных программ

 В ходе обсуждения возможных направлений усовершенствования образовательного процесса и учебных программ, участники фокус-групп выделили ряд ограничений и рисков, связанных с реализацией сделанных предложений (Табл. 3). Эти ограничения и риски носят различный характер и могут быть связаны с необходимостью предъявлять более высокие требования к преподавателям, преодолевать пассивность студенческой аудитории, а также соблюдать государственные образовательные стандарты.

Таблица 3. Ограничения и риски при реализации предложений преподавателей вузов по совершенствованию учебных программ с целью развития предпринимательского потенциала студентов

Предложения

Ограничения и риски

Использование активных методов обучения (кейс-метод, групповая работа) в сочетании с самостоятельной работой студентов

  • Применение кейс-метода требует значительных затрат времени и усилий преподавателей, так как нужна полная перестройка имеющихся курсов.
  • Количество кейсов, соответствующей российской практике, очень ограничено.
  • Большинство преподавателей не владеют методикой преподавания кейсов.
  • Студенты не привыкли работать самостоятельно, поэтому все равно придется рассказывать теоретический материал на занятии.

Увеличение практической составляющей учебных программ (разработка новых инновационных курсов, привлечение специалистов- практиков)

  • Сокращение теоретической части может привести к «выхолащиванию теории» и утрате одного из преимуществ классического университетского образования.
  • Образовательные стандарты, утверждаемые Министерством образования и науки, содержат теоретические дисциплины, учебные программы которых вузы не могут менять.
  • При прохождении практики в компаниях студенты скорее знакомятся с делопроизводством, чем с процессом принятия решений в бизнесе.
  • Прохождение студентами бизнес-практики сложно проконтролировать со стороны вуза.
  • В российской предпринимательской практике широко используются теневые схемы (при уплате налогов, например), существует проблема высокого уровня коррумпированности чиновников. Вузы не должны учить студентов нелегальным способам решения проблем в бизнесе.

Формирование отношения к предпринимательству (мастер-классы)

  • Мастер-классы часто являются пассивными мероприятиями, не предполагающими вовлечения студентов в ход их проведения.
  • Даже самый успешный предприниматель может не увлечь своим примером студентов.

Внеучебные мероприятия

  • Многие студенты относятся к учебе только как к процедуре, необходимой для получения диплома. Они не проявляют интереса к дополнительным мероприятиям.

«Обратная связь» со студентами

  • Некоторые конструктивные предложения студентов не могут быть реализованы ввиду кадровых, аудиторных и иных ограничений, имеющихся в вузах.

Использование активных методов обучения. По мнению преподавателей, основное ограничение при использовании активных методов преподавания заключается в сложности внедрения кейс-метода в учебный процесс. Во-первых, применение кейс- метода требует полной перестройки традиционных курсов, что связано со значительными затратами труда преподавателей. В ходе некоторых фокус-групп руководители кафедр отмечали, что мотивирование преподавателей на переработку своих курсов является достаточно сложной задачей, учитывая их загруженность аудиторной работой, а также существующую в ряде вузов систему оплаты труда, не зависящую от результатов методической деятельности преподавателя.

Во-вторых, применение кейс-метода требует разработки новых кейсов, соответствующих российской практике, поскольку применение готовых зарубежных кейсов, по мнению преподавателей, в ряде случае не имеет смысла, а разработка российских кейсов требует от преподавателя определенных навыков.

В-третьих, большинство преподавателей отметило, что эффективное применение кейс- метода требует особых навыков преподавания кейсов. Участники фокус-групп отмечали, что многие преподаватели не владеют этими методиками, что также сдерживает применение даже готовых и актуализированных кейсов.

Помимо этого, преподавателями отмечался дополнительный риск, возникающий в случае замещения традиционных форм преподавания активными методами. Новый подход требует предварительной подготовки студента к занятиям, тогда как на занятии вместо объяснения понятий и теоретических основ происходит обсуждение более продвинутых вопросов с использованием активных методов преподавания. Этот риск, по мнению преподавателей, состоит в том, что большинство российских студентов не привыкли к такой форме работы, а при отсутствии самостоятельной подготовки к каждому занятию эффективность использование активных методов преподавания сводится к минимуму.

Увеличение практической составляющей учебных программ. Участники фокус-групп отметили целый ряд ограничений и рисков, связанных с расширением практических курсов и соответствующим сжатием теоретической части образовательных программ, а также с попытками вовлечения студентов в предпринимательскую среду.

Во-первых, были высказаны опасения относительно смещения акцентов в образовательной программе с теоретической подготовки на практическую. Некоторые преподаватели указали на риск утраты солидной теоретической базы, которой традиционно отличалось образование в классическом университете. В ряде случаев такие опасения высказывались в достаточно категоричной форме: «от теории никуда не деться», «не нужно выхолащивать теорию».

В дополнение к этому, некоторые преподаватели указали на ограничения со стороны органов, регулирующих разработку вузовских образовательных программ. Эти ограничения состоят в том, что учебные программы классических университетов, являющихся бюджетными организациями, должны соответствовать утвержденным государственным образовательным стандартам, в которых закреплено количество часов, выделяемых на конкретные учебные дисциплины, а также содержание программ этих дисциплин.

Во-вторых, ряд преподавателей отметили, что расширение объема практики не обязательно будет способствовать вовлечению студентов в бизнес-среду. Этот риск возникает в связи с тем, что студенты, находясь на практике в компаниях, не видят процесса принятия решений, а знакомятся скорее с деятельностью тех отделов и тех специалистов среднего звена, с которыми они непосредственно контактируют. По словам преподавателей, «они смотрят не на деятельность предпринимателя, а на деятельность клерков», «студентов не пригласят на совет директоров». Кроме того, процесс прохождения практики, включая качество работы студента во время ее прохождения, в ряде случаев сложно проконтролировать со стороны вуза.

В-третьих, некоторые преподаватели указали на дополнительное ограничение этического характера, возникающее при попытках вовлечения студентов в российскую предпринимательскую среду. По мнению преподавателей, это ограничение связано с тем, что специфика российского малого предпринимательства состоит в необходимости преодоления административных барьеров «обходными путями». Один из участников фокус-группы высказался об этом следующим образом: «теневая экономика не может и не должна преподаваться», «мы не можем рассказывать студентам, как нужно давать взятки».

Другие ограничения и риски. В отношении ограничений и рисков, связанных с организацией встреч и мастер-классов с успешными предпринимателями, участники фокус-групп отметили, что такие мероприятии зачастую носят пассивный характер, не предполагающий активного вовлечения студентов в обсуждаемые вопросы. Кроме того, некоторые преподаватели указали на риск того, что даже самый успешный предприниматель может не увлечь студентов своим примером, так как это требует определенных ораторских способностей, «наличия харизмы» у этого предпринимателя.

В ходе одной из фокус-групп обсуждался вопрос о том, что большинство студентов, проходящих обучение в вузе в данный момент, мало интересуется внеучебной жизнью факультета и не проявляет желания участвовать во внеучебных мероприятиях. Некоторые преподаватели также отметили, что успех подобных мероприятий во многом зависит от отношений, сложившихся между студентами в группах: в разобщенных в социальном смысле группах возникает риск, что внеучебные мероприятия будут носить сугубо формальный характер.

Участники фокус-групп также указали на некоторые риски, связанные с установлением «обратной связи» руководства факультетов и кафедр со студентами. Было отмечено, что не все предложения студентов могут быть реализованы ввиду ограничений технического характера (например, невозможность изменения расписания из-за ограниченного аудиторного фонда) или кадровых ограничений.

В целом, анализ высказанных преподавателями ограничений и рисков при реализации предложений по совершенствованию учебных программ показывает, что большая часть приведенных преподавателями аргументов относится к необходимости адаптации передовых методов обучения, успешно применяемых за рубежом, к российской действительности. В частности, эта адаптация может заключаться в проведении активной работы с преподавателями вузов с целью получения ими дополнительных навыков (например, в области подготовки и преподавания кейсов), а также в дополнительной воспитательной работе со студентами, направленной на формирование у них более ответственного подхода к учебе.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы. Преподаватели вузов разделяют точку зрения о том, что предпринимательские качества являются полезными для всех студентов, независимо от того, собираются ли эти студенты в дальнейшем создавать свой бизнес или работать по найму.

Большинство преподавателей вузов считают, что в своем текущем виде учебные программы по экономическим и управленческим специальностям в классических университетах в недостаточной степени способствуют развитию качеств, необходимых предпринимателю, несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в последние годы. По их мнению, для развития предпринимательского потенциала студентов необходимо внести ряд изменений в содержание и организацию учебного процесса:

  • Использование активных методов преподавания (кейс-метод, групповые проекты, творческие задания);
  • Увеличение практической составляющей образовательных программ (расширение студенческой практики, вовлечение в предпринимательскую среду путем организации студенческих малых предприятий, в том числе на базе вузовских бизнес-инкубаторов);
  • Формирование отношения к предпринимательству на реальных примерах (встречи и мастер-классы с успешными предпринимателями, вовлечение студентов в сферу предоставления консультационных услуг предпринимателям);
  • Расширение перечня внеучебных мероприятий, вовлечение студентов в их подготовку;
  • Повышение мотивации студентов к учебе за счет укрепления учебной дисциплины и организации «обратной связи» студентов с преподавателями и руководством факультетов.

По мнению преподавателей, реализация предложений по совершенствованию учебных программ связана с рядом ограничений и рисков, таких как отсутствие у многих преподавателей опыта разработки и представления кейсов, отсутствие у студентов «привычки» к самостоятельной работе перед занятием и др. Преодоление этих ограничений и рисков может быть связано, в первую очередь, с повышением квалификации преподавателей в части использования кейс-метода, проведением воспитательной работы со студентами в целях формирования более ответственного отношения к учебе, а также с реализацией мер административного характера, направленных на материальное стимулирование преподавателей, применяющих передовые методы преподавания и разрабатывающих новые курсы практической направленности.

Литература

  1. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2008. – Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. 2009.
  2. Егоров И., Леоненкова Я. Можно ли научить предпринимательству? – Электронный бюллетень «Деловая мысль». Центр предпринимательства США – Россия. http://www.cfe.ru/pic/files/Newsletter/5th%20Newsletter/5%20-%20Can%20Entrepreneurship%20Be%20Taught%20Rus.pdf
  3. Киселева Е.С., Кононова В.Ю. Восприятие малого предпринимательства в молодежной среде. – Вестник Московского университета. Серия 24 «Менеджмент». 2009. № 1.
  4. Aidis, R. Entrepreneurship and Economic Transition. Tinbergen Institute Discussion Paper. 2003. http://www.tinbergen.nl/discussionpapers/03015.pdf
  5. Gartner, W. B. What Are We Talking About When We Talk About Entrepreneurship? Journal of Business Venturing Vol. 5: 15-28. 1990.
  6. Smith, K. and Petersen, J.L. What Is Educational Entrepreneurship? In: Educational Entrepreneurship: Realities, Challenges, Possibilities, ed. by. Hess, F.M. Harvard Education Press. 2006.
  7. Virtanen, M. The Role of Different Theories in Explaining Entrepreneurship. Paper presented at the USASBE Annual National Conference, San Francisco, 1997. http://usasbe.org/knowledge/proceedings/proceedingsDocs/USASBE1997proceedingsP109Virtanen.PDF
Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )