31.07.2017

Транспортная стратегия РФ

Аналитический материал ИКСИ о «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.»

Реализация транспортной стратегии России значительно отстает от плана и не рассматривается как инструмент, способный восстановить экономический рост в стране.

На прошлой неделе Министерство транспорта РФ опубликовало отчет о реализации «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.» (далее – Стратегия) за 2016 г. Согласно отчету, значительное число целевых показателей Стратегии в 2016 г. не достигло уровней, установленных не только в инновационном, но даже и в базовом сценарии.

Строительство транспортной инфраструктуры значительно отстает от запланированных объемов

Почти все показатели по вводу и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в 2016 г. не достигли целевых значений, предусмотренных Стратегией. В частности, ввод федеральных автодорог был на 34,7% меньше, чем было запланировано по базовому сценарию, а ввод скоростных автомагистралей – на 14,5% меньше. По данным Минтранса, протяженность построенных или реконструированных федеральных автодорог федерального значения в 2016 г. составила 303,6 км, что на 28% меньше, чем в 2015 г., когда было введено 421,7 км таких дорог. Наряду с этим, в 2016 г. не были выполнены целевые показатели по вводу новых ж/д линий общего пользования (фактические показатели оказались на 61,0% ниже базового сценария), скоростных ж/д линий (на 9,8% ниже), а также по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос (на 7,9% ниже).

В результате значительная часть транспортной инфраструктуры остается в неудовлетворительном состоянии. Так, 28,7% автодорог общего пользования федерального значения не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. А для региональных и межмуниципальных дорог, протяженность которых в России в почти в 10 раз больше, чем федеральных, ситуация еще хуже: 60,7% региональных и межмуниципальных дорог в 2016 г. не соответствовали нормативным требованиям.

Транспортная мобильность населения снижается, а пассажиропотоки остаются чрезмерно сконцентрированными в Москве

Транспортная мобильность населения в 2016 г. снизилась на 0,3% по сравнению с 2015 г. При этом целевой показатель транспортной мобильности, установленный в базовом сценарии, не был достигнут ни для одного вида транспорта, кроме воздушного. В авиаперевозках его выполнению способствовала реализация госпрограмм субсидирования отдельных внутренних маршрутов. По данным Минтранса, в рамках данных программ в 2016 г. было перевезено почти 1,5 млн. пассажиров.

Более того, в сфере внутренних авиаперевозок сохраняется чрезмерная концентрация транспортных потоков в Московском авиаузле. Лишь 20,7% отправлений пассажиров авиатранспортом в 2016 г. было осуществлено из аэропортов, не входящих в Московский авиаузел (по сравнению с 30,3%, запланированными и в базовом, и в инновационном сценариях).

Обновление парка транспортных средств происходит медленнее запланированного уровня

Средний возраст грузовых автотранспортных средств в 2016 г. составил 12,7 лет, хотя планировалось снизить этот показатель хотя бы до 11,0 лет по базовому сценарию. При этом средний возраст грузовых морских и речных судов в 2016 г., напротив, повысился на 2,8 и 1,9 лет по сравнению с 2015 г. Целевые показатели по возрасту транспортных средств также не были достигнуты для пассажирских ж/д вагонов и автобусов.

Средний возраст пассажирских самолетов в 2016 г. снизился и составил 18,8 лет по сравнению с 19,0 годами в 2015 г. По данным Минтранса, этому способствовало «сверхплановое приобретение 133 самолетов вместо запланированных 37 единиц». Однако и в этом случае плановое значение по среднему возрасту авиапарка – 15,3 лет в обоих сценариях – не было достигнуто.

В 2016 г. не был в достаточной степени реализован транзитный потенциал России и не были достигнуты целевые экологические показатели

Перевозки транзитных грузов через территорию России в 2016 г. сократились на 8,6% по сравнению с предыдущим годом и в итоге оказались на 48,5% ниже запланированного уровня по базовому сценарию. Экспорт транспортных услуг также был на 28,2% ниже целевого показателя, предусмотренного базовым сценарием. Такой отрыв от целевых значений Минтранс объясняет возросшей межстрановой конкуренцией за транзит. В частности, развитию транзита между Европой и Азией в обход России способствовали организация новых маршрутов и проведение согласованной тарифной политики в рамках программы ТРАСЕКА.

Нагрузка транспортного сектора на окружающую среду в 2016 г. незначительно снизилась, однако темпы этого снижения также отстают от плановых значений. Медленное снижение выбросов на транспорте было обусловлено прежде всего невыполнением плана по использованию транспортных средств с гибридными, электрическими и иными двигателями на альтернативных видах топлива. Согласно базовому сценарию стратегии, доля таких транспортных средств в 2016 г. должна была достигнуть 15,8%, а по факту составила лишь 2,7%.

Транспортная стратегия России в целом не рассматривается как инструмент стимулирования роста российской экономики

В отчете о реализации Стратегии Минтранс приводит различные причины того, что многие целевые показатели не были достигнуты. Среди них есть объективные факторы, такие как высокая стоимость кредитных ресурсов и ограниченный доступ к внешним кредитным источникам, а также «высокие лизинговые платежи, связанные с высоким курсом рубля», препятствовавшие обновлению парка транспортных средств.

Однако основная проблема с реализацией Стратегии состоит в том, что ее выполнение или невыполнение Минтранс ставит в зависимость от макроэкономических условий, но не рассматривает саму стратегию как инструмент, способный воздействовать на эти условия. В связи с этим Минтранс указывает в отчете, что в новых макроэкономических условиях возникла необходимость «пересмотра ряда мероприятий Транспортной стратегии, в первую очередь в части инвестиционных проектов, а также существенного уменьшения количества вновь начинаемых проектов», и делает вывод о якобы имеющем место достижении основных целевых индикаторов. При этом совершенно упускается из виду, что проактивный подход к реализации Транспортной стратегии, сфокусированный на приоритетном развитии транспортного сектора, мог бы уже сейчас способствовать восстановлению экономического роста в стране, а вместе с ним – повышению спроса на грузовые и пассажирские перевозки.

 

 

 

 

Транспортная стратегия РФ
Аналитический материал ИКСИ о «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.»

Реализация транспортной стратегии России значительно отстает от плана и не рассматривается как инструмент, способный восстановить экономический рост в стране.

На прошлой неделе Министерство транспорта РФ опубликовало отчет о реализации «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г.» (далее – Стратегия) за 2016 г. Согласно отчету, значительное число целевых показателей Стратегии в 2016 г. не достигло уровней, установленных не только в инновационном, но даже и в базовом сценарии.

Строительство транспортной инфраструктуры значительно отстает от запланированных объемов

Почти все показатели по вводу и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в 2016 г. не достигли целевых значений, предусмотренных Стратегией. В частности, ввод федеральных автодорог был на 34,7% меньше, чем было запланировано по базовому сценарию, а ввод скоростных автомагистралей – на 14,5% меньше. По данным Минтранса, протяженность построенных или реконструированных федеральных автодорог федерального значения в 2016 г. составила 303,6 км, что на 28% меньше, чем в 2015 г., когда было введено 421,7 км таких дорог. Наряду с этим, в 2016 г. не были выполнены целевые показатели по вводу новых ж/д линий общего пользования (фактические показатели оказались на 61,0% ниже базового сценария), скоростных ж/д линий (на 9,8% ниже), а также по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос (на 7,9% ниже).

В результате значительная часть транспортной инфраструктуры остается в неудовлетворительном состоянии. Так, 28,7% автодорог общего пользования федерального значения не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. А для региональных и межмуниципальных дорог, протяженность которых в России в почти в 10 раз больше, чем федеральных, ситуация еще хуже: 60,7% региональных и межмуниципальных дорог в 2016 г. не соответствовали нормативным требованиям.

Транспортная мобильность населения снижается, а пассажиропотоки остаются чрезмерно сконцентрированными в Москве

Транспортная мобильность населения в 2016 г. снизилась на 0,3% по сравнению с 2015 г. При этом целевой показатель транспортной мобильности, установленный в базовом сценарии, не был достигнут ни для одного вида транспорта, кроме воздушного. В авиаперевозках его выполнению способствовала реализация госпрограмм субсидирования отдельных внутренних маршрутов. По данным Минтранса, в рамках данных программ в 2016 г. было перевезено почти 1,5 млн. пассажиров.

Более того, в сфере внутренних авиаперевозок сохраняется чрезмерная концентрация транспортных потоков в Московском авиаузле. Лишь 20,7% отправлений пассажиров авиатранспортом в 2016 г. было осуществлено из аэропортов, не входящих в Московский авиаузел (по сравнению с 30,3%, запланированными и в базовом, и в инновационном сценариях).

Обновление парка транспортных средств происходит медленнее запланированного уровня

Средний возраст грузовых автотранспортных средств в 2016 г. составил 12,7 лет, хотя планировалось снизить этот показатель хотя бы до 11,0 лет по базовому сценарию. При этом средний возраст грузовых морских и речных судов в 2016 г., напротив, повысился на 2,8 и 1,9 лет по сравнению с 2015 г. Целевые показатели по возрасту транспортных средств также не были достигнуты для пассажирских ж/д вагонов и автобусов.

Средний возраст пассажирских самолетов в 2016 г. снизился и составил 18,8 лет по сравнению с 19,0 годами в 2015 г. По данным Минтранса, этому способствовало «сверхплановое приобретение 133 самолетов вместо запланированных 37 единиц». Однако и в этом случае плановое значение по среднему возрасту авиапарка – 15,3 лет в обоих сценариях – не было достигнуто.

В 2016 г. не был в достаточной степени реализован транзитный потенциал России и не были достигнуты целевые экологические показатели

Перевозки транзитных грузов через территорию России в 2016 г. сократились на 8,6% по сравнению с предыдущим годом и в итоге оказались на 48,5% ниже запланированного уровня по базовому сценарию. Экспорт транспортных услуг также был на 28,2% ниже целевого показателя, предусмотренного базовым сценарием. Такой отрыв от целевых значений Минтранс объясняет возросшей межстрановой конкуренцией за транзит. В частности, развитию транзита между Европой и Азией в обход России способствовали организация новых маршрутов и проведение согласованной тарифной политики в рамках программы ТРАСЕКА.

Нагрузка транспортного сектора на окружающую среду в 2016 г. незначительно снизилась, однако темпы этого снижения также отстают от плановых значений. Медленное снижение выбросов на транспорте было обусловлено прежде всего невыполнением плана по использованию транспортных средств с гибридными, электрическими и иными двигателями на альтернативных видах топлива. Согласно базовому сценарию стратегии, доля таких транспортных средств в 2016 г. должна была достигнуть 15,8%, а по факту составила лишь 2,7%.

Транспортная стратегия России в целом не рассматривается как инструмент стимулирования роста российской экономики

В отчете о реализации Стратегии Минтранс приводит различные причины того, что многие целевые показатели не были достигнуты. Среди них есть объективные факторы, такие как высокая стоимость кредитных ресурсов и ограниченный доступ к внешним кредитным источникам, а также «высокие лизинговые платежи, связанные с высоким курсом рубля», препятствовавшие обновлению парка транспортных средств.

Однако основная проблема с реализацией Стратегии состоит в том, что ее выполнение или невыполнение Минтранс ставит в зависимость от макроэкономических условий, но не рассматривает саму стратегию как инструмент, способный воздействовать на эти условия. В связи с этим Минтранс указывает в отчете, что в новых макроэкономических условиях возникла необходимость «пересмотра ряда мероприятий Транспортной стратегии, в первую очередь в части инвестиционных проектов, а также существенного уменьшения количества вновь начинаемых проектов», и делает вывод о якобы имеющем место достижении основных целевых индикаторов. При этом совершенно упускается из виду, что проактивный подход к реализации Транспортной стратегии, сфокусированный на приоритетном развитии транспортного сектора, мог бы уже сейчас способствовать восстановлению экономического роста в стране, а вместе с ним – повышению спроса на грузовые и пассажирские перевозки.

 

 

 

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )