27.06.2016

Поддержка сельского хозяйства в России и за рубежом

Уровень поддержки сельхозпроизводителей в России существенно отстает от ведущих стран мира.

Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу ОЭСР, ежегодный объем поддержки сельхозпроизво- дителей в 50 рассматриваемых в докладе странах в 2013-2015 гг. в сумме составлял около 585 млрд. долл. При этом, как отмечается в докладе, уровень поддержки сельского хозяйства в России значительно отстает от уровня большинства ведущих экономик мира. Объем предоставляемой сельхозпроизводителям поддержки в России составляет лишь около 22% от объема валовой добавленной стоимости сельскохозяйственного сектора в стране. В то же время в среднем по странам ОЭСР данный показатель составляет примерно 39%, а по отдельным странам он значительно выше. Так, в ЕС уровень поддержки сельского хозяйства составляет 43%, а в Японии – 82% его валовой добавленной стоимости (см. рис. 1). В целом, уровень поддержки сельского хозяйства в России сократился с 2,6% ВВП в 1995-1997 гг. до 0,9% ВВП в 2012-2014 гг.

В докладе ОЭСР анализируются два основных направления государственной поддержки сельского хозяйства – субсидии сельхозпроизводителям и создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства, что включает в себя строительство необходимой инфраструктуры, развитие инноваций, продвижение национальной продукции и т.д. При этом одним из перспективных направлений государственной политики по поддержке сельского хозяйства считается переход от выдачи субсидий к расширению вложений в инфраструктуру, инновации и продвижение сельхозпродукции, что повышает рентабельность сельскохозяйственного бизнеса. В данной сфере Россия также отстает от большинства ведущих стран. Например, если в России на строительство инфраструктуры для сельского хозяйства выделяется лишь 1,6% общего объема поддержки сельхозпроизводителей, то в странах ЕС – в среднем 3,6%, в странах ОЭСР – в среднем 5,9% (см. рис. 2). На продвижение продукции сельхозпроизводителей в России приходится лишь около 0,1% общего объема поддержки отрасли, в то время как в странах ОЭСР – в среднем 1,4%, а в ЕС – 2,0%.

В докладе ОЭСР также отмечается достаточно высокая нагрузка на потребителей сельскохозяйственной продукции в России из-за более высоких цен на данную продукцию при более низких доходах потребителей (по сравнению со среднемировыми показателями). Это, в свою очередь, негативно влияет на предприятия пищевой промышленности, которые становятся менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными производителями. Необходимо также отметить, что в настоящее время даже тот объем поддержки сельхозпроизводителей, который выделяется на государственном уровне, расходуется неэффективно. По опубликованным на прошлой неделе данным Счетной палаты, в 2015 г. Минсельхозом было выполнено только 72 из 131 (55%) целевых показателей Госпрограммы по развитию сельского хозяйства.

Таким образом, развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности в России в настоящее время требует от государства увеличения объемов поддержки сельхозпроизводителей и повышения эффективности оказываемой поддержки. В том числе, необходимо увеличение расходов на создание благоприятных условий для сельскохозяйственной деятельности – строительство инфраструктуры, развитие инноваций, продвижение продукции национальных производителей и т.п. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности субсидий, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям. 

Поддержка сельского хозяйства в России и за рубежом
Уровень поддержки сельхозпроизводителей в России существенно отстает от ведущих стран мира.

Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу ОЭСР, ежегодный объем поддержки сельхозпроизво- дителей в 50 рассматриваемых в докладе странах в 2013-2015 гг. в сумме составлял около 585 млрд. долл. При этом, как отмечается в докладе, уровень поддержки сельского хозяйства в России значительно отстает от уровня большинства ведущих экономик мира. Объем предоставляемой сельхозпроизводителям поддержки в России составляет лишь около 22% от объема валовой добавленной стоимости сельскохозяйственного сектора в стране. В то же время в среднем по странам ОЭСР данный показатель составляет примерно 39%, а по отдельным странам он значительно выше. Так, в ЕС уровень поддержки сельского хозяйства составляет 43%, а в Японии – 82% его валовой добавленной стоимости (см. рис. 1). В целом, уровень поддержки сельского хозяйства в России сократился с 2,6% ВВП в 1995-1997 гг. до 0,9% ВВП в 2012-2014 гг.

В докладе ОЭСР анализируются два основных направления государственной поддержки сельского хозяйства – субсидии сельхозпроизводителям и создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства, что включает в себя строительство необходимой инфраструктуры, развитие инноваций, продвижение национальной продукции и т.д. При этом одним из перспективных направлений государственной политики по поддержке сельского хозяйства считается переход от выдачи субсидий к расширению вложений в инфраструктуру, инновации и продвижение сельхозпродукции, что повышает рентабельность сельскохозяйственного бизнеса. В данной сфере Россия также отстает от большинства ведущих стран. Например, если в России на строительство инфраструктуры для сельского хозяйства выделяется лишь 1,6% общего объема поддержки сельхозпроизводителей, то в странах ЕС – в среднем 3,6%, в странах ОЭСР – в среднем 5,9% (см. рис. 2). На продвижение продукции сельхозпроизводителей в России приходится лишь около 0,1% общего объема поддержки отрасли, в то время как в странах ОЭСР – в среднем 1,4%, а в ЕС – 2,0%.

В докладе ОЭСР также отмечается достаточно высокая нагрузка на потребителей сельскохозяйственной продукции в России из-за более высоких цен на данную продукцию при более низких доходах потребителей (по сравнению со среднемировыми показателями). Это, в свою очередь, негативно влияет на предприятия пищевой промышленности, которые становятся менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными производителями. Необходимо также отметить, что в настоящее время даже тот объем поддержки сельхозпроизводителей, который выделяется на государственном уровне, расходуется неэффективно. По опубликованным на прошлой неделе данным Счетной палаты, в 2015 г. Минсельхозом было выполнено только 72 из 131 (55%) целевых показателей Госпрограммы по развитию сельского хозяйства.

Таким образом, развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности в России в настоящее время требует от государства увеличения объемов поддержки сельхозпроизводителей и повышения эффективности оказываемой поддержки. В том числе, необходимо увеличение расходов на создание благоприятных условий для сельскохозяйственной деятельности – строительство инфраструктуры, развитие инноваций, продвижение продукции национальных производителей и т.п. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности субсидий, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям. 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )