16.12.2009

Проекты по сокращению выбросов парниковых газов

Принятые правила конкурсного отбора заявок на осуществление проектов по сокращению выбросов парниковых газов не содержат четких критериев отбора проектов и не устанавливают сроки проведения конкурсов.

При этом роль Сбербанка как оператора углеродных единиц в этом процессе ограничивается лишь отбором проектов.

На прошлой неделе Минэкономразвития утвердило правила конкурсного отбора заявок на осуществление проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в рамках ст. 6 Киотского протокола (проекты совместного осуществления, ПСО). Согласно документу, российские компании могут подать заявки на утверждение своих проектов, связанных с сокращением выбросов по одному из шести направлений – энергетика, промышленные процессы, сельское хозяйство, лесное хозяйство, использование растворителей и утилизация отходов. Отбор проектов будет осуществлять экспертный совет Сбербанка, имеющего статус оператора углеродных единиц. Установлены три критерия отбора проектов – энергоэффективность и экологическая эффективность, технические и финансовые возможности реализации, а также социально-экономический результат проекта. С одной стороны, утвержденный документ создает потенциальную возможность для продвижения российских инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности экономики и снижение воздействия на окружающую среду. С другой стороны, в документе оставлен без внимания ряд важных вопросов.

Во-первых, предлагаемый механизм конкурсного отбора не содержит четких критериев, на основании которых будет осуществляться ранжирование поступивших заявок. Так, в документе предлагается оценивать энергоэффективность и экологическую эффективность проекта по пятибалльной шкале на основе показателей планируемого сокращения потребления энергоресурсов и уменьшения воздействия на окружающую среду. Однако при этом не указано, какие именно показатели и какие целевые значения должны соответствовать тому или иному количеству набранных баллов. Не определено также, каким образом будут сравниваться между собой проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов в разных секторах экономики. Подобная неопределенность затрудняет оценку компаниями собственных шансов на победу в конкурсе, а также создает риск проявления коррупционной составляющей на стадии отбора проектов.

Во-вторых, утвержденные правила конкурсного отбора не устанавливают сроки и периодичность проведения конкурсов. В документе указывается, что подача заявок на конкурс не может продолжаться более чем 25 дней с момента опубликования объявления о конкурсе на официальном сайте оператора углеродных единиц. При этом не определены минимальные сроки подачи заявок на конкурс, хотя даже для разработанных и прошедших экспертизу проектов это требует определенных затрат времени, учитывая необходимость доработки международной проектной документации под требования Сбербанка. Правилами также не определены временные рамки, в течение которых должны быть объявлены такие конкурсы, а также количество конкурсов в течение года. Объем проектов, отбираемых за один конкурс, ограничен и не может составлять более 30 млн. тонн СO2-эквивалента сокращаемых выбросов парниковых газов. При этом общий объем поданных в Минэкономразвития заявок на сокращение выбросов уже сейчас составляет более 120 млн. тонн СО2-эквивалента.

В-третьих, предлагаемый механизм отбора проектов совместного осуществления предполагает, что Сбербанк как оператор углеродных единиц занимается отбором проектов, но не их финансированием. Согласно утвержденным правилам, одним из критериев отбора проектов являются сведения о достаточности собственных или заемных средств на реализацию проекта. Однако в условиях кризиса роль Сбербанка в продвижении проектов по сокращению выбросов парниковых газов могла бы заключаться также в финансировании проектов, отобранных на конкурсной основе, и дальнейшей реализации полученных сокращений выбросов в рамках механизма «зеленых инвестиций» (ст. 17 Киотского протокола). 

Для продвижения российских инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности экономики и снижение воздействия на окружающую среду, необходима доработка правил конкурсного отбора заявок на осуществление проектов в рамках ст. 6 Киотского протокола в части уточнения критериев отбора проектов и установления периодичности проведения конкурсов. В частности, требуется разработка индикаторов энергоэффективности и экологической эффективности предлагаемых проектов в зависимости от отраслевой принадлежности компании, а также установление соответствия между целевыми значениями этих индикаторов и балльной оценкой, выставляемой в ходе конкурсного отбора. При этом в целях обеспечения объективного конкурсного отбора необходимо обеспечить прозрачность формирования рейтинга проекта, а также обеспечить привлечение независимых технических экспертов в сфере сокращений выбросов, в том числе представителей бизнес- сообщества и зарубежных экспертов.

Наряду с этим, в целях расширения возможностей для российских компаний по участию в международных проектах по сокращению выбросов, требуется разработка правил отбора проектов по сокращению выбросов парниковых газов в рамках механизма «зеленых инвестиций» (ст. 17 Киотского протокола), предусматривающих финансирование Сбербанком проектов, отобранных на конкурсной основе, с последующей продажей полученных сокращений выбросов на внешнем рынке.

Проекты по сокращению выбросов парниковых газов
Принятые правила конкурсного отбора заявок на осуществление проектов по сокращению выбросов парниковых газов не содержат четких критериев отбора проектов и не устанавливают сроки проведения конкурсов.

При этом роль Сбербанка как оператора углеродных единиц в этом процессе ограничивается лишь отбором проектов.

На прошлой неделе Минэкономразвития утвердило правила конкурсного отбора заявок на осуществление проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в рамках ст. 6 Киотского протокола (проекты совместного осуществления, ПСО). Согласно документу, российские компании могут подать заявки на утверждение своих проектов, связанных с сокращением выбросов по одному из шести направлений – энергетика, промышленные процессы, сельское хозяйство, лесное хозяйство, использование растворителей и утилизация отходов. Отбор проектов будет осуществлять экспертный совет Сбербанка, имеющего статус оператора углеродных единиц. Установлены три критерия отбора проектов – энергоэффективность и экологическая эффективность, технические и финансовые возможности реализации, а также социально-экономический результат проекта. С одной стороны, утвержденный документ создает потенциальную возможность для продвижения российских инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности экономики и снижение воздействия на окружающую среду. С другой стороны, в документе оставлен без внимания ряд важных вопросов.

Во-первых, предлагаемый механизм конкурсного отбора не содержит четких критериев, на основании которых будет осуществляться ранжирование поступивших заявок. Так, в документе предлагается оценивать энергоэффективность и экологическую эффективность проекта по пятибалльной шкале на основе показателей планируемого сокращения потребления энергоресурсов и уменьшения воздействия на окружающую среду. Однако при этом не указано, какие именно показатели и какие целевые значения должны соответствовать тому или иному количеству набранных баллов. Не определено также, каким образом будут сравниваться между собой проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов в разных секторах экономики. Подобная неопределенность затрудняет оценку компаниями собственных шансов на победу в конкурсе, а также создает риск проявления коррупционной составляющей на стадии отбора проектов.

Во-вторых, утвержденные правила конкурсного отбора не устанавливают сроки и периодичность проведения конкурсов. В документе указывается, что подача заявок на конкурс не может продолжаться более чем 25 дней с момента опубликования объявления о конкурсе на официальном сайте оператора углеродных единиц. При этом не определены минимальные сроки подачи заявок на конкурс, хотя даже для разработанных и прошедших экспертизу проектов это требует определенных затрат времени, учитывая необходимость доработки международной проектной документации под требования Сбербанка. Правилами также не определены временные рамки, в течение которых должны быть объявлены такие конкурсы, а также количество конкурсов в течение года. Объем проектов, отбираемых за один конкурс, ограничен и не может составлять более 30 млн. тонн СO2-эквивалента сокращаемых выбросов парниковых газов. При этом общий объем поданных в Минэкономразвития заявок на сокращение выбросов уже сейчас составляет более 120 млн. тонн СО2-эквивалента.

В-третьих, предлагаемый механизм отбора проектов совместного осуществления предполагает, что Сбербанк как оператор углеродных единиц занимается отбором проектов, но не их финансированием. Согласно утвержденным правилам, одним из критериев отбора проектов являются сведения о достаточности собственных или заемных средств на реализацию проекта. Однако в условиях кризиса роль Сбербанка в продвижении проектов по сокращению выбросов парниковых газов могла бы заключаться также в финансировании проектов, отобранных на конкурсной основе, и дальнейшей реализации полученных сокращений выбросов в рамках механизма «зеленых инвестиций» (ст. 17 Киотского протокола). 

Для продвижения российских инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности экономики и снижение воздействия на окружающую среду, необходима доработка правил конкурсного отбора заявок на осуществление проектов в рамках ст. 6 Киотского протокола в части уточнения критериев отбора проектов и установления периодичности проведения конкурсов. В частности, требуется разработка индикаторов энергоэффективности и экологической эффективности предлагаемых проектов в зависимости от отраслевой принадлежности компании, а также установление соответствия между целевыми значениями этих индикаторов и балльной оценкой, выставляемой в ходе конкурсного отбора. При этом в целях обеспечения объективного конкурсного отбора необходимо обеспечить прозрачность формирования рейтинга проекта, а также обеспечить привлечение независимых технических экспертов в сфере сокращений выбросов, в том числе представителей бизнес- сообщества и зарубежных экспертов.

Наряду с этим, в целях расширения возможностей для российских компаний по участию в международных проектах по сокращению выбросов, требуется разработка правил отбора проектов по сокращению выбросов парниковых газов в рамках механизма «зеленых инвестиций» (ст. 17 Киотского протокола), предусматривающих финансирование Сбербанком проектов, отобранных на конкурсной основе, с последующей продажей полученных сокращений выбросов на внешнем рынке.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )