Экология
14.10.2016

Плата за выбросы парниковых газов по странам мира

Инициативы по введению платы за выбросы парниковых газов получают все большее распространение в мире.

Согласно опубликованному в конце сентября докладу ОЭСР о введении платы за выбросы парниковых газов (прежде всего, углекислого газа – СО2), использование данного инструмента является наиболее эффективным способом борьбы с изменением климата. При этом к плате за выбросы СО2 ОЭСР относит налог непосредственно на такие выбросы, отдельные налоги на потребление энергии (прежде всего, акцизы) и цены на выбросы СО2 в системах торговли квотами на данные выбросы.

Согласно исследованию опыта введения платы за выбросы СО2 в 41 стране, на которые приходится 80% мировых выбросов, в настоящее время использование данного механизма является крайне недостаточным. ОЭСР оценивает необходимый уровень платы за тонну выбросов СО2 на уровне 30 евро и выше. Однако лишь около 10% выбросов облагается платежом 30 евро и выше за тонну. При этом 60% выбросов СО2 стран не облагаются какими-либо платежами вовсе.

По данным ОЭСР, наиболее высокая средняя плата за выбросы СО2 (за исключением сектора автомобильного транспорта) установлена в настоящее время в Нидерландах (55 евро за 1 т СО2), Дании и Норвегии (по 47 евро за 1 т СО2). В России в настоящее время платежи за выбросы CO2 практически не взимаются, за исключением акцизов на бензин. Таким образом, в России средний уровень платы в расчете на 1 тонну выбросов фактически равен нулю (см. Рисунок 1).

ОЭСР отмечает также, что деятельность по введению платы за выбросы СО2 в различных странах постепенно получает все большее распространение. В частности, системы торговли квотами на выбросы существуют уже в странах ЕС, США, Китае, Канаде, Японии, Швейцарии, Корее и Новой Зеландии. Дальнейшее распространение практики платежей за выбросы СО2 будет способствовать переговорам о введении платы за данные выбросы на международном уровне.

При этом Россия имеет возможность занять лидирующее положение в переговорах по введению платы за выбросы СО2 на международном уровне. Текущий уровень выбросов в России на 30% ниже уровня 1990 г., который принимается за базовый год для определения объема снижения выбросов. Кроме того, по сравнению с другими странами Россия имеет достаточно «чистый» энергобаланс с низкой долей угля в качестве источника энергии (14%). В результате, в случае введения платы за выбросы на международном уровне, платежи российских компаний за единицу потребленной энергии будут в 1,3 раза ниже, чем в США, в 1,7 раза ниже, чем в Китае и в 1,8 раза ниже, чем в Индии (см. Рисунок 2). 

С другой стороны, несмотря на отставание России в 2,3-3,1 раза от стран ЕС и США по показателю энергоэффективности, поставленная задача по улучшению данного показателя в России не выполняется. Потребление электроэнергии в стране на единицу ВВП в 2015 г. было на 1,5% выше, чем в 2008 г. Таким образом, для того чтобы России иметь возможность использовать свои преимущества в случае введения платы за выбросы СО2 на международном уровне, необходимо проведение активной политики по повышению энергоэффективности российской экономики. 

Плата за выбросы парниковых газов по странам мира
Инициативы по введению платы за выбросы парниковых газов получают все большее распространение в мире.

Согласно опубликованному в конце сентября докладу ОЭСР о введении платы за выбросы парниковых газов (прежде всего, углекислого газа – СО2), использование данного инструмента является наиболее эффективным способом борьбы с изменением климата. При этом к плате за выбросы СО2 ОЭСР относит налог непосредственно на такие выбросы, отдельные налоги на потребление энергии (прежде всего, акцизы) и цены на выбросы СО2 в системах торговли квотами на данные выбросы.

Согласно исследованию опыта введения платы за выбросы СО2 в 41 стране, на которые приходится 80% мировых выбросов, в настоящее время использование данного механизма является крайне недостаточным. ОЭСР оценивает необходимый уровень платы за тонну выбросов СО2 на уровне 30 евро и выше. Однако лишь около 10% выбросов облагается платежом 30 евро и выше за тонну. При этом 60% выбросов СО2 стран не облагаются какими-либо платежами вовсе.

По данным ОЭСР, наиболее высокая средняя плата за выбросы СО2 (за исключением сектора автомобильного транспорта) установлена в настоящее время в Нидерландах (55 евро за 1 т СО2), Дании и Норвегии (по 47 евро за 1 т СО2). В России в настоящее время платежи за выбросы CO2 практически не взимаются, за исключением акцизов на бензин. Таким образом, в России средний уровень платы в расчете на 1 тонну выбросов фактически равен нулю (см. Рисунок 1).

ОЭСР отмечает также, что деятельность по введению платы за выбросы СО2 в различных странах постепенно получает все большее распространение. В частности, системы торговли квотами на выбросы существуют уже в странах ЕС, США, Китае, Канаде, Японии, Швейцарии, Корее и Новой Зеландии. Дальнейшее распространение практики платежей за выбросы СО2 будет способствовать переговорам о введении платы за данные выбросы на международном уровне.

При этом Россия имеет возможность занять лидирующее положение в переговорах по введению платы за выбросы СО2 на международном уровне. Текущий уровень выбросов в России на 30% ниже уровня 1990 г., который принимается за базовый год для определения объема снижения выбросов. Кроме того, по сравнению с другими странами Россия имеет достаточно «чистый» энергобаланс с низкой долей угля в качестве источника энергии (14%). В результате, в случае введения платы за выбросы на международном уровне, платежи российских компаний за единицу потребленной энергии будут в 1,3 раза ниже, чем в США, в 1,7 раза ниже, чем в Китае и в 1,8 раза ниже, чем в Индии (см. Рисунок 2). 

С другой стороны, несмотря на отставание России в 2,3-3,1 раза от стран ЕС и США по показателю энергоэффективности, поставленная задача по улучшению данного показателя в России не выполняется. Потребление электроэнергии в стране на единицу ВВП в 2015 г. было на 1,5% выше, чем в 2008 г. Таким образом, для того чтобы России иметь возможность использовать свои преимущества в случае введения платы за выбросы СО2 на международном уровне, необходимо проведение активной политики по повышению энергоэффективности российской экономики. 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )