Другое
08.08.2017

Господдержка малого бизнеса

Материал ИКСИ о том, насколько малый бизнес охвачен господдержкой.

Новые данные Росстата показывают, что охват малых предприятий и индивидуальных предпринимателей мерами государственной поддержки остается ограниченным, за исключением сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. При этом информированность субъектов малого бизнеса о мерах поддержки также остается достаточно низкой.

Росстат опубликовал окончательные итоги сплошного статистического обследования организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей за 2015 г., содержащие сведения о 1449,7 тыс. малых предприятий (т.е. организаций с численностью занятых до 100 чел. и выручкой за 2014 г. не более 400 млн. руб.), а также о 2082,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на то, что данное обследование называется сплошным, важно отметить, что оно охватывает не все зарегистрированные единицы малого бизнеса. Например, по оценочным данным того же Росстата, в 2014 г. в России действовало 2103,8 тыс. организаций малого бизнеса, а в 2016 г. – 2770,6 тыс. организаций (оценочные данные за 2015 г. Росстатом не приведены). Кроме того, численность ИП, обследованных Росстатом, существенно меньше, чем число лиц, зарегистрированных налоговыми органами в качестве ИП. По данным ФНС, на конец 2015 г. в России было зарегистрировано 3500,7 тыс. ИП. С учетом этих сведений можно считать, что обследование Росстата охватывает около 60% малых предприятий и ИП в России.

Охват малого бизнеса мерами господдержки

В рамках обследования субъектов малого бизнеса Росстатом были собраны сведения об их информированности о программах поддержки малого бизнеса, и использовании тех или иных инструментов этих программ.

Результаты обследования показывают, что большинство субъектов малого бизнеса не знают о предназначенных для них программах поддержки. Только 31,5% представителей малых предприятий и 28,9% индивидуальных предпринимателей, участвовавших в исследовании Росстата, заявили о том, что они информированы о существовании программ господдержки малого бизнеса. При этом поддержкой в рамках этих программ воспользовались лишь 2,0% малых предприятий и 3,1% ИП (см. таблицу).

Инструменты господдержки малого бизнеса

Среди инструментов поддержки малого бизнеса, реализуемых в рамках госпрограмм, наиболее распространены инструменты финансовой поддержки (в их числе – предоставление кредитов, госгарантий по кредитам, грантов, субсидий и т.д.). В 2015 г. о получении финансовой поддержки сообщили 24,5 тыс. малых предприятий (84,6% тех, кто получил господдержку) и 51,8 тыс. ИП (79,0% получателей господдержки среди ИП) (см. рисунок 1).

Относительная популярность финансовой поддержки связана прежде всего с тем, что доступ к заемным средствам для малого бизнеса по-прежнему крайне ограничен. В такой ситуации получение субсидий или компенсации понесенных расходов для малого предприятия или ИП часто становится необходимым условием продолжения ведения бизнеса. В частности, ставки по кредитам, предлагаемым малым предприятиям, остаются на 2,0-2,5 п.п. выше, чем ставки для нефинансовых организаций в целом. Например, по данным Банка России, в апреле 2017 г. (последние доступные данные) средняя ставка по кредитам на срок до 1 года для малых и средних предприятий составляла 13,59% годовых, в то время как для нефинансовых организаций в целом – 11,02%. В 2015 г. разница между ставками по кредитам для малых предприятий и средним уровнем ставок была еще выше и в отдельные месяцы превышала 3 п.п.

На втором месте по распространенности среди видов господдержки малого бизнеса находятся информационная поддержка (размещение информации в СМИ, проведение круглых столов, конкурсов предпринимателей и т.д.) и консультационная поддержка (консультации по различным вопросам в рамках центров поддержки предпринимателей и иных структур). О получении этих двух видов поддержки в 2015 г. сообщили соответственно 12,0% и 10,2% малых предприятий и 18,2% и 18,7% ИП. Таким образом, получение консультационной и информационной поддержки среди субъектов малого бизнеса встречается в несколько раз реже, чем получение финансовой поддержки. В еще меньшей степени распространены такие виды поддержки, как подготовка и переподготовка кадров (о получении такой поддержки сообщили только 1,1 тыс. малых предприятий и 1,6 тыс. ИП), а также имущественная поддержка в виде льготной аренды, подбора земельного участка и т.д. (такой вид поддержки получили всего 0,9 тыс. малых предприятий и 1,1 тыс. ИП).

Господдержка малого бизнеса по секторам экономики

Данные Росстата показывают, что охват малого бизнеса программами господдержки по секторам экономики сильно различается (см. рисунок 2). Самое большое число субъектов малого бизнеса, получивших господдержку, работает в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства: 37,4% обследованных малых предприятий и 35,8% ИП. В отдельных отраслях сельского хозяйства этот показатель еще выше. Например, в отрасли растениеводства о получении господдержки заявили 47,3% малых предприятий и 41,6% ИП, а в сфере животноводства – 47,1% малых предприятий и 37,4% ИП.

В отраслях, которые связаны с сельским хозяйством, уровень охвата господдержкой значительно ниже, чем в самом сельском хозяйстве, но все же превышает уровень других секторов. Например, в отрасли производства продуктов питания наибольшее количество малых предприятий, получивших поддержку, относятся к производству мяса (10,1% обследованных малых предприятий в данной отрасли), переработке молока и производству сыра (17,1%), производству продуктов мукомольно-крупяной промышленности (9,4%). В остальных секторах экономики охват малого бизнеса мерами господдержки остается крайне низким.

Уровень информированности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей о возможности получения поддержки также резко отличается в зависимости от секторов экономики. По данным Росстата, наиболее высокий уровень информированности – 66,5% обследованных малых предприятий и 71,1% ИП – сложился в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. При этом среди субъектов малого бизнеса в обрабатывающей промышленности о мерах господдержки знали только 34,3% малых предприятий и 33,5% ИП, в строительстве – 30,0% малых предприятий и 28,0% ИП, в секторе транспорта и связи – 29,6% малых предприятий и 25,2% ИП.

Кто предоставляет государственную поддержку

В рамках существующей системы государственной поддержки малого бизнеса основная активность сосредоточена на федеральном уровне, прежде всего – на уровне Минэкономразвития и Минсельхоза в рамках реализуемых ими программ. Согласно реестру мер государственной поддержки, составленному Корпорацией МСП (включает меры поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях власти в разрезе субъектов РФ), в 2016 г. больше всего средств на поддержку малого бизнеса было выделено МЭР (по итогам года было выделено 10,6 млрд. руб. субсидий для субъектов малого бизнеса). Еще 2,6 млрд. руб. бюджетных ассигнований было предусмотрено в рамках реализации Минсельхозом госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия». Для сравнения, финансирование всех остальных мероприятий, перечисленных в реестре (в основном это средства региональных бюджетов), составило только 381,6 млн. руб.

Степень развитости мер государственной поддержки существенно отличается среди различных субъектов РФ. Это касается как объемов предоставляемой поддержки, так и ее видов. Например, в соответствии с реестром мер господдержки Корпорации МСП, информационная поддержка малому бизнесу предоставляется в 48 регионах, а консультационная и имущественная – только в 42.

Господдержка малого бизнеса
Материал ИКСИ о том, насколько малый бизнес охвачен господдержкой.

Новые данные Росстата показывают, что охват малых предприятий и индивидуальных предпринимателей мерами государственной поддержки остается ограниченным, за исключением сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. При этом информированность субъектов малого бизнеса о мерах поддержки также остается достаточно низкой.

Росстат опубликовал окончательные итоги сплошного статистического обследования организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей за 2015 г., содержащие сведения о 1449,7 тыс. малых предприятий (т.е. организаций с численностью занятых до 100 чел. и выручкой за 2014 г. не более 400 млн. руб.), а также о 2082,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на то, что данное обследование называется сплошным, важно отметить, что оно охватывает не все зарегистрированные единицы малого бизнеса. Например, по оценочным данным того же Росстата, в 2014 г. в России действовало 2103,8 тыс. организаций малого бизнеса, а в 2016 г. – 2770,6 тыс. организаций (оценочные данные за 2015 г. Росстатом не приведены). Кроме того, численность ИП, обследованных Росстатом, существенно меньше, чем число лиц, зарегистрированных налоговыми органами в качестве ИП. По данным ФНС, на конец 2015 г. в России было зарегистрировано 3500,7 тыс. ИП. С учетом этих сведений можно считать, что обследование Росстата охватывает около 60% малых предприятий и ИП в России.

Охват малого бизнеса мерами господдержки

В рамках обследования субъектов малого бизнеса Росстатом были собраны сведения об их информированности о программах поддержки малого бизнеса, и использовании тех или иных инструментов этих программ.

Результаты обследования показывают, что большинство субъектов малого бизнеса не знают о предназначенных для них программах поддержки. Только 31,5% представителей малых предприятий и 28,9% индивидуальных предпринимателей, участвовавших в исследовании Росстата, заявили о том, что они информированы о существовании программ господдержки малого бизнеса. При этом поддержкой в рамках этих программ воспользовались лишь 2,0% малых предприятий и 3,1% ИП (см. таблицу).

Инструменты господдержки малого бизнеса

Среди инструментов поддержки малого бизнеса, реализуемых в рамках госпрограмм, наиболее распространены инструменты финансовой поддержки (в их числе – предоставление кредитов, госгарантий по кредитам, грантов, субсидий и т.д.). В 2015 г. о получении финансовой поддержки сообщили 24,5 тыс. малых предприятий (84,6% тех, кто получил господдержку) и 51,8 тыс. ИП (79,0% получателей господдержки среди ИП) (см. рисунок 1).

Относительная популярность финансовой поддержки связана прежде всего с тем, что доступ к заемным средствам для малого бизнеса по-прежнему крайне ограничен. В такой ситуации получение субсидий или компенсации понесенных расходов для малого предприятия или ИП часто становится необходимым условием продолжения ведения бизнеса. В частности, ставки по кредитам, предлагаемым малым предприятиям, остаются на 2,0-2,5 п.п. выше, чем ставки для нефинансовых организаций в целом. Например, по данным Банка России, в апреле 2017 г. (последние доступные данные) средняя ставка по кредитам на срок до 1 года для малых и средних предприятий составляла 13,59% годовых, в то время как для нефинансовых организаций в целом – 11,02%. В 2015 г. разница между ставками по кредитам для малых предприятий и средним уровнем ставок была еще выше и в отдельные месяцы превышала 3 п.п.

На втором месте по распространенности среди видов господдержки малого бизнеса находятся информационная поддержка (размещение информации в СМИ, проведение круглых столов, конкурсов предпринимателей и т.д.) и консультационная поддержка (консультации по различным вопросам в рамках центров поддержки предпринимателей и иных структур). О получении этих двух видов поддержки в 2015 г. сообщили соответственно 12,0% и 10,2% малых предприятий и 18,2% и 18,7% ИП. Таким образом, получение консультационной и информационной поддержки среди субъектов малого бизнеса встречается в несколько раз реже, чем получение финансовой поддержки. В еще меньшей степени распространены такие виды поддержки, как подготовка и переподготовка кадров (о получении такой поддержки сообщили только 1,1 тыс. малых предприятий и 1,6 тыс. ИП), а также имущественная поддержка в виде льготной аренды, подбора земельного участка и т.д. (такой вид поддержки получили всего 0,9 тыс. малых предприятий и 1,1 тыс. ИП).

Господдержка малого бизнеса по секторам экономики

Данные Росстата показывают, что охват малого бизнеса программами господдержки по секторам экономики сильно различается (см. рисунок 2). Самое большое число субъектов малого бизнеса, получивших господдержку, работает в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства: 37,4% обследованных малых предприятий и 35,8% ИП. В отдельных отраслях сельского хозяйства этот показатель еще выше. Например, в отрасли растениеводства о получении господдержки заявили 47,3% малых предприятий и 41,6% ИП, а в сфере животноводства – 47,1% малых предприятий и 37,4% ИП.

В отраслях, которые связаны с сельским хозяйством, уровень охвата господдержкой значительно ниже, чем в самом сельском хозяйстве, но все же превышает уровень других секторов. Например, в отрасли производства продуктов питания наибольшее количество малых предприятий, получивших поддержку, относятся к производству мяса (10,1% обследованных малых предприятий в данной отрасли), переработке молока и производству сыра (17,1%), производству продуктов мукомольно-крупяной промышленности (9,4%). В остальных секторах экономики охват малого бизнеса мерами господдержки остается крайне низким.

Уровень информированности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей о возможности получения поддержки также резко отличается в зависимости от секторов экономики. По данным Росстата, наиболее высокий уровень информированности – 66,5% обследованных малых предприятий и 71,1% ИП – сложился в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. При этом среди субъектов малого бизнеса в обрабатывающей промышленности о мерах господдержки знали только 34,3% малых предприятий и 33,5% ИП, в строительстве – 30,0% малых предприятий и 28,0% ИП, в секторе транспорта и связи – 29,6% малых предприятий и 25,2% ИП.

Кто предоставляет государственную поддержку

В рамках существующей системы государственной поддержки малого бизнеса основная активность сосредоточена на федеральном уровне, прежде всего – на уровне Минэкономразвития и Минсельхоза в рамках реализуемых ими программ. Согласно реестру мер государственной поддержки, составленному Корпорацией МСП (включает меры поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях власти в разрезе субъектов РФ), в 2016 г. больше всего средств на поддержку малого бизнеса было выделено МЭР (по итогам года было выделено 10,6 млрд. руб. субсидий для субъектов малого бизнеса). Еще 2,6 млрд. руб. бюджетных ассигнований было предусмотрено в рамках реализации Минсельхозом госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия». Для сравнения, финансирование всех остальных мероприятий, перечисленных в реестре (в основном это средства региональных бюджетов), составило только 381,6 млн. руб.

Степень развитости мер государственной поддержки существенно отличается среди различных субъектов РФ. Это касается как объемов предоставляемой поддержки, так и ее видов. Например, в соответствии с реестром мер господдержки Корпорации МСП, информационная поддержка малому бизнесу предоставляется в 48 регионах, а консультационная и имущественная – только в 42.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )