24.05.2012

Реформа социальных взносов работодателей и динамика их собираемости

В настоящее время продолжается обсуждение ставок социальных взносов, уплачиваемых организациями-работодателями, на 2013-2015 гг.

Так, Минэкономразвития предлагает с 2014 г. сократить базовую ставку социальных взносов с действующих 30% до 28%, сохранив при этом 10%-ную ставку для заработной платы, превышающей установленное пороговое значение. В противоположность этому, Минфин предлагает сохранить действующую систему взносов.

Основным аргументом против снижения ставки является сокращение доходов Пенсионного фонда. По оценке Минфина, снижение базовой ставки взносов до 28% приведет к сокращению доходов внебюджетных фондов на 200 млрд. руб. Однако в действительности внебюджетные социальные фонды уже потеряли больше средств в результате падения собираемости взносов в 2011 г., когда ставка взносов была повышена с 26% до 34%. По данным Росстата, поступления социальных взносов работодателей в 2011 г. составили 3528,3 млрд. руб., что на 42% выше уровня 2010 г. При этом, по расчетам ИКСИ, поступления могли бы быть на 350 млрд. руб. больше в случае сохранения собираемости взносов на уровне 2010 г.

Падение собираемости взносов в результате распространения теневых способов оплаты труда хорошо заметно по разнице в статистике заработной платы, предоставляемой Росстатом и Фондом социального страхования (ФСС). Если в 2010 г. по отчетам компаний, представляемых в ФСС*, средняя заработная плата превышала соответствующий показатель, рассчитываемый Росстатом, то в 2011 г. сложилась противоположная ситуация (см. таблицу). Кроме того, в отличие от данных Росстата, согласно которым в 2011 г. номинальная заработная плата в среднем по России увеличилась на 13% по сравнению с 2010 г., данные ФСС демонстрируют снижение номинальной заработной платы на 5,1%. В результате, в отчетности социальных фондов в 2011 г. фигурировала заработная плата, размер которой в целом на 10% меньше аналогичного показателя Росстата. По отдельным федеральным округам это отставание данных по зарплате составляет от 8% (Центральный ФО) до 18% (Северо-Кавказский ФО).  

 

Реформа социальных взносов работодателей и динамика их собираемости
В настоящее время продолжается обсуждение ставок социальных взносов, уплачиваемых организациями-работодателями, на 2013-2015 гг.

Так, Минэкономразвития предлагает с 2014 г. сократить базовую ставку социальных взносов с действующих 30% до 28%, сохранив при этом 10%-ную ставку для заработной платы, превышающей установленное пороговое значение. В противоположность этому, Минфин предлагает сохранить действующую систему взносов.

Основным аргументом против снижения ставки является сокращение доходов Пенсионного фонда. По оценке Минфина, снижение базовой ставки взносов до 28% приведет к сокращению доходов внебюджетных фондов на 200 млрд. руб. Однако в действительности внебюджетные социальные фонды уже потеряли больше средств в результате падения собираемости взносов в 2011 г., когда ставка взносов была повышена с 26% до 34%. По данным Росстата, поступления социальных взносов работодателей в 2011 г. составили 3528,3 млрд. руб., что на 42% выше уровня 2010 г. При этом, по расчетам ИКСИ, поступления могли бы быть на 350 млрд. руб. больше в случае сохранения собираемости взносов на уровне 2010 г.

Падение собираемости взносов в результате распространения теневых способов оплаты труда хорошо заметно по разнице в статистике заработной платы, предоставляемой Росстатом и Фондом социального страхования (ФСС). Если в 2010 г. по отчетам компаний, представляемых в ФСС*, средняя заработная плата превышала соответствующий показатель, рассчитываемый Росстатом, то в 2011 г. сложилась противоположная ситуация (см. таблицу). Кроме того, в отличие от данных Росстата, согласно которым в 2011 г. номинальная заработная плата в среднем по России увеличилась на 13% по сравнению с 2010 г., данные ФСС демонстрируют снижение номинальной заработной платы на 5,1%. В результате, в отчетности социальных фондов в 2011 г. фигурировала заработная плата, размер которой в целом на 10% меньше аналогичного показателя Росстата. По отдельным федеральным округам это отставание данных по зарплате составляет от 8% (Центральный ФО) до 18% (Северо-Кавказский ФО).  

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )