Бюджет и налоги
18.08.2008

Предложения по реформированию социальных взносов и нагрузка на работодателей

В ходе обсуждения реформы ЕСН, предлагаемой в целях реформирования пенсионной системы, Минздравсоцразвития и Минфином рассматривается вариант отмены с 2010 г. действующей регрессивной системы ставок и установления единого тарифа отчислений в Пенсионный и иные социальные фонды.

При этом также предлагается ввести «потолок» заработной платы для начисления социальных взносов на уровне 135% средней зарплаты в стране. Единый тариф для отчислений в Пенсионный фонд предлагается сохранить на уровне 20% или повысить до 26%.

Расчеты показывают, что предлагаемые варианты реформы ЕСН будут оказывать разнонаправленное влияние на развитие экономики. Так, сохранение 20%-ной ставки пенсионного тарифа и установление «потолка» для отчислений в социальные фонды на уровне 135% средней зарплаты приведет, в целом, к сокращению социальных отчислений работодателей. По оценке ИКСИ, в условиях 2007 г. такой «потолок» зарплаты составил бы около 18,3 тыс. руб. в месяц, а превышение этого «потолка» наблюдалось бы для более чем 20% занятых в экономике. В результате, нагрузка на работодателей снизилась бы в среднем на 11,9% по сравнению с фактической нагрузкой по ЕСН, а для отраслей с традиционно высоким уровнем оплаты труда (добывающие отрасли, финансовый сектор) – более чем на 20%.

В противоположность этому, повышение пенсионного тарифа до 26% приведет к существенному росту «социальной нагрузки» на большинство отраслей экономики. По оценке ИКСИ, в условиях 2007 г. такая реформа вызвала бы рост социальных отчислений работодателей на 8,4% по сравнению с фактической нагрузкой по ЕСН. При этом для ряда отраслей обрабатывающей промышленности, а также для сферы образования, здравоохранения и сельского хозяйства, такое повышение нагрузки составило бы 10-20%. В то же время, для добывающих отраслей и финансового сектора и в этом случае произошло бы снижение социальных отчислений на 5-7%. Тем самым планируемая реформа повышает риск замедления развития обрабатывающего сектора и сохранения сырьевой специализации экономики.

Предложения по реформированию социальных взносов и нагрузка на работодателей
В ходе обсуждения реформы ЕСН, предлагаемой в целях реформирования пенсионной системы, Минздравсоцразвития и Минфином рассматривается вариант отмены с 2010 г. действующей регрессивной системы ставок и установления единого тарифа отчислений в Пенсионный и иные социальные фонды.

При этом также предлагается ввести «потолок» заработной платы для начисления социальных взносов на уровне 135% средней зарплаты в стране. Единый тариф для отчислений в Пенсионный фонд предлагается сохранить на уровне 20% или повысить до 26%.

Расчеты показывают, что предлагаемые варианты реформы ЕСН будут оказывать разнонаправленное влияние на развитие экономики. Так, сохранение 20%-ной ставки пенсионного тарифа и установление «потолка» для отчислений в социальные фонды на уровне 135% средней зарплаты приведет, в целом, к сокращению социальных отчислений работодателей. По оценке ИКСИ, в условиях 2007 г. такой «потолок» зарплаты составил бы около 18,3 тыс. руб. в месяц, а превышение этого «потолка» наблюдалось бы для более чем 20% занятых в экономике. В результате, нагрузка на работодателей снизилась бы в среднем на 11,9% по сравнению с фактической нагрузкой по ЕСН, а для отраслей с традиционно высоким уровнем оплаты труда (добывающие отрасли, финансовый сектор) – более чем на 20%.

В противоположность этому, повышение пенсионного тарифа до 26% приведет к существенному росту «социальной нагрузки» на большинство отраслей экономики. По оценке ИКСИ, в условиях 2007 г. такая реформа вызвала бы рост социальных отчислений работодателей на 8,4% по сравнению с фактической нагрузкой по ЕСН. При этом для ряда отраслей обрабатывающей промышленности, а также для сферы образования, здравоохранения и сельского хозяйства, такое повышение нагрузки составило бы 10-20%. В то же время, для добывающих отраслей и финансового сектора и в этом случае произошло бы снижение социальных отчислений на 5-7%. Тем самым планируемая реформа повышает риск замедления развития обрабатывающего сектора и сохранения сырьевой специализации экономики.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )