Бюджет и налоги
10.07.2012

О новом "бюджетном правиле"

Правительство поддержало инициируемые Минфином изменения в Бюджетный кодекс России в части порядка расчета основных показателей федерального бюджета («бюджетное правило») и использования нефтегазовых доходов.

Главными изменениями, применять которые предполагается частично уже при формировании проекта бюджета на 2013 г., а в полном объеме – с проекта бюджета на 2015 г., являются:

  • определение объема нефтегазовых доходов бюджета исходя из «базовой» цены на нефть марки Urals. В качестве нее предлагается использовать среднегодовую цену за пять предшествующих лет, с постепенным увеличением расчетного периода до десяти лет;
  • ограничение предельного размера планового дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП;
  • установление порядка использования сверхплановых нефтегазовых доходов бюджета и порядка покрытия сверхпланового дефицита бюджета.

Важной особенностью предложенных Минфином изменений является то, что, в случае установления средне- или долгосрочной тенденции к повышению цен на нефть (это прогнозируется как основными добытчиками и потребителями нефти – ОПЕК, США, так и большинством аналитиков в сфере ТЭК – МЭА, Strategic Energy and Economic Research, Purvin and Gertz и др.), в результате введения нового «бюджетного правила» сложится ситуация, когда, с одной стороны, расходы федерального бюджета будут жестко ограничены, а с другой – он будет регулярно получать сверхплановые нефтегазовые доходы. Следствием этого станет ограничение возможностей федерального бюджета как по стимулированию экономического роста, так и по реализации социальных программ, при одновременном росте объемов государственных финансовых резервов – нефтегазовых фондов.

По оценке ИКСИ, если бы новое «бюджетное правило» применялось в условиях 2008- 2011 гг., основные показатели федерального бюджета существенно отличались бы от реально сложившихся. В первую очередь, это коснулось бы его расходной части (см. таблицу 1). В период 2008-2010 гг. при применении «бюджетного правила» объем расходов федерального бюджета должен был быть ограничен в сумме 24,0 трлн. руб., что на 3,4 трлн. руб. ниже фактически сложившегося уровня. Для сравнения, объем финансирования в эти годы из федерального бюджета комплекса антикризисных мероприятий составил 2,3 трлн. руб.

Правительством принято решение о применении в 2013-2014 гг. «бюджетного правила» с ограничениями. Так, уровень дефицита бюджета может превысить 1% ВВП, а расходы будут профинансированы в объеме, предусмотренном законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», за исключением условно утвержденных расходов. Однако, если бы «бюджетное правило» в 2013 г. действовало в полном объеме, расходы бюджета подлежали бы пересмотру в сторону существенного сокращения – на 0,8 трлн. руб., а доходы – на 0,3 трлн. руб. (см. таблицу 2). 

Результатом установления уровня дефицита бюджета в 2013 г. в 1% ВВП стала бы формально большая сбалансированность бюджета в условиях ограничения возможности Правительства финансировать различные программы, в первую очередь связанные со стимулированием развития экономики, и изъятия из бюджета значительных ресурсов в пользу нефтегазовых фондов. 

О новом "бюджетном правиле"
Правительство поддержало инициируемые Минфином изменения в Бюджетный кодекс России в части порядка расчета основных показателей федерального бюджета («бюджетное правило») и использования нефтегазовых доходов.

Главными изменениями, применять которые предполагается частично уже при формировании проекта бюджета на 2013 г., а в полном объеме – с проекта бюджета на 2015 г., являются:

  • определение объема нефтегазовых доходов бюджета исходя из «базовой» цены на нефть марки Urals. В качестве нее предлагается использовать среднегодовую цену за пять предшествующих лет, с постепенным увеличением расчетного периода до десяти лет;
  • ограничение предельного размера планового дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП;
  • установление порядка использования сверхплановых нефтегазовых доходов бюджета и порядка покрытия сверхпланового дефицита бюджета.

Важной особенностью предложенных Минфином изменений является то, что, в случае установления средне- или долгосрочной тенденции к повышению цен на нефть (это прогнозируется как основными добытчиками и потребителями нефти – ОПЕК, США, так и большинством аналитиков в сфере ТЭК – МЭА, Strategic Energy and Economic Research, Purvin and Gertz и др.), в результате введения нового «бюджетного правила» сложится ситуация, когда, с одной стороны, расходы федерального бюджета будут жестко ограничены, а с другой – он будет регулярно получать сверхплановые нефтегазовые доходы. Следствием этого станет ограничение возможностей федерального бюджета как по стимулированию экономического роста, так и по реализации социальных программ, при одновременном росте объемов государственных финансовых резервов – нефтегазовых фондов.

По оценке ИКСИ, если бы новое «бюджетное правило» применялось в условиях 2008- 2011 гг., основные показатели федерального бюджета существенно отличались бы от реально сложившихся. В первую очередь, это коснулось бы его расходной части (см. таблицу 1). В период 2008-2010 гг. при применении «бюджетного правила» объем расходов федерального бюджета должен был быть ограничен в сумме 24,0 трлн. руб., что на 3,4 трлн. руб. ниже фактически сложившегося уровня. Для сравнения, объем финансирования в эти годы из федерального бюджета комплекса антикризисных мероприятий составил 2,3 трлн. руб.

Правительством принято решение о применении в 2013-2014 гг. «бюджетного правила» с ограничениями. Так, уровень дефицита бюджета может превысить 1% ВВП, а расходы будут профинансированы в объеме, предусмотренном законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», за исключением условно утвержденных расходов. Однако, если бы «бюджетное правило» в 2013 г. действовало в полном объеме, расходы бюджета подлежали бы пересмотру в сторону существенного сокращения – на 0,8 трлн. руб., а доходы – на 0,3 трлн. руб. (см. таблицу 2). 

Результатом установления уровня дефицита бюджета в 2013 г. в 1% ВВП стала бы формально большая сбалансированность бюджета в условиях ограничения возможности Правительства финансировать различные программы, в первую очередь связанные со стимулированием развития экономики, и изъятия из бюджета значительных ресурсов в пользу нефтегазовых фондов. 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )