28.12.2020

"О необходимости активизации поддержки малого и среднего бизнеса"

Несмотря на продолжающееся сокращение числа малых и средних предприятий и падение их активности, система господдержки малого бизнеса возвращается к своему докризисному состоянию. Объемы поддержки уменьшаются, а количество ее получателей уже стало ниже уровня 2019 года. Для достижения национальных целей развития малого и среднего бизнеса необходима активизация его господдержки, прежде всего в части предоставления доступного финансирования, поддержки спроса на продукцию и обеспечения роста предпринимательской активности.

Сокращение малого бизнеса продолжается
Текущая статистика продолжает фиксировать уменьшение количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным ФНС, по состоянию на 10 декабря 2020 г. в России действовало 5,7 млн. субъектов МСП, что на 3,8% ниже, чем год назад. Количество субъектов МСП снизилось в 79 из 85 российских регионов (см. табл. 1). Наибольшее сокращение было зафиксировано в Республике Ингушетия (-11,9%), Псковской области (-8,4%), Самарской области (-7,3%) Пермском крае (-6,9%), Астраханской области (-6,4%), Волгоградской и Брянской областях (-6,1% в каждой).

Сильнее всего сократилось число микропредприятий, на которые приходится 95,9% всех субъектов МСП (их число за год уменьшилось на 3,8%), а также малых предприятий, на которые приходится 3,8% субъектов МСП (в этом сегменте падение численности составило 3,5%). Однако в малочисленном сегменте средних предприятий (на них приходится всего 0,3% субъектов МСП) ФНС фиксирует увеличение числа участников с августа 2020 г. Так, в декабре количество средних предприятий оказалось на 3,5% выше, чем годом ранее. Впрочем, стоит отметить, что в последние годы именно в этом сегменте наблюдались самые существенные темпы падения (см. рис. 1), сформировавшие низкую статистическую базу. На этом фоне цифры текущего года формально показывают прирост, но на деле остаются низкими: так, на 10 декабря 2020 г. отмечается наличие 17695 средних предприятий (+602 по сравнению с уровнем декабря 2019 г.), однако еще в 2017 г. их было более 20 тыс. единиц.
Более того, в отличие от прошлых лет, в 2020 г. стала сокращаться численность индивидуальных предпринимателей (ИП). Если ранее численность ИП, зарегистрированных в течение года, была постоянно выше числа тех ИП, кто в это время прекратил деятельность, то в январе-ноябре 2020 г., напротив, число прекративших деятельность ИП оказалось на 148,5 тыс. выше, чем число начавших (см. табл. 2). Такая тенденция характерна для всей страны. Отток в рядах ИП отмечен не просто во всех ФО, но и практически во всех субъектах РФ, кроме Москвы и Чукотского АО. Примечательно, что даже в 2014-2015 гг., в условиях тяжелого кризиса и нарастания санкций, количество ИП увеличивалось, чему способствовало в том числе расширение финансовой поддержки малого бизнеса, планы на развитие импортозамещения, установление квот для малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний и т.д. Однако в текущей ситуации этого уже не происходит.

Снижение численности субъектов МСП наблюдается на фоне обновления методики ведения Единого реестра субъектов МСП. В ходе этого обновления информация о части ранее исключенных компаний была восстановлена, что способствовало увеличению числа записей в реестре. Однако масштабы закрытия бизнеса оказались серьезнее, чем чисто статистическое пополнение реестра. Все это указывает на серьезные проблемы в сегменте малого и среднего бизнеса. Текущая ситуация для большинства малых и средних компаний и ИП, работающих в сфере торговли и предоставления различных услуг, остается крайне сложной. Нет и признаков того, что в обозримом будущем она улучшится. Поэтому для целого ряда предпринимателей закрытие бизнеса уже стало выходом, приносящим наименьшие потери по сравнению с продолжением работы.
Важно отметить, что в последнее время опросы фиксируют еще большее ухудшение положения малого и среднего бизнеса, в особенности – микропредприятий. Так, исследование Промсвязьбанка и ассоциации «Опора России» показало, что индекс деловой активности малого и среднего бизнеса (RSBI) в ноябре 2020 г. существенно снизился и составил лишь 46,1 пункта. В основном спад произошел за счет продаж, которые опустились ниже июньских значений (суб-индекс продаж составил всего 31,3 пункта). При этом индекс RSBI фиксирует особенно тяжелое положение у микропредприятий, для которых индекс с лета держится в диапазоне всего 40-45 пунктов, что объясняется большой чувствительностью данного сегмента к карантинным мерам и меньшей доступностью кредитов.

Об ухудшении положения в секторе МСП свидетельствуют и другие факты. Например, 54% субъектов МСП, участвовавших в исследовании, сообщили о фактическом снижении дохода в ноябре, а 60% – о наличии просроченной задолженности, имеющей тенденцию к росту (у трети респондентов просрочка составляет более полугода). При этом только 6% респондентов сообщили, что они расширяют штат сотрудников.
Господдержка МСП не позволяет преодолеть негативные тенденции в секторе
Несмотря на то, что в период «карантинного» II квартала 2020 г. малый бизнес стал одним из основных объектов господдержки, расширенный объем помощи субъектам МСП предлагался лишь в течение короткого периода времени, и даже в этот момент объемы предоставленной помощи были достаточно скромными. В дальнейшем, по мере завершения ряда мер, принятых в условиях карантина, объемы поддержки практически вышли на уровень 2019 г., а число ее получателей оказалось даже меньше, чем год назад, хотя ситуация в экономике остается принципиально иной.
Данные нового Единого реестра субъектов МСП-получателей поддержки (данный реестр содержит сводную информацию обо всех мерах поддержки, получаемых малыми и средними компаниями и ИП, включая как новые меры 2020 г., так и ранее принятые) показывают, что после резкого увеличения числа получателей господдержки (в мае – более 840 тыс., а в июне – почти 1,1 млн. малых и средних компаний и ИП, что было в 27,5 раз выше уровня июня 2019 г.), в последующие месяцы их число стало быстро сокращаться (см. рис. 2). Основная причина этого – в завершении действия целого ряда мер, принятых в условиях карантина. В частности, завершились выплаты субсидий на сохранение штатной численности персонала для субъектов МСП из наиболее пострадавших отраслей, субсидии на дезинфекцию и профилактику распространения коронавируса и т.д. Определенную роль сыграли также изменения в других мерах поддержки, а также сокращение самого сектора МСП. В результате, в последние месяцы число субъектов МСП-получателей господдержки стало меньше, чем было годом ранее. Например, в ноябре 2020 г. (последние доступные данные) господдержку получили 55,1 тыс. субъектов МСП, что на 23% меньше, чем в ноябре 2019 г. Аналогичная тенденция заметна и по количеству фактов поддержки , которое в июне составляло 1,4 млн. случаев, а в ноябре – уже менее 88 тыс., что также уступает показателю ноября 2019 г.
Стал уменьшаться и объем средств, предоставляемых в рамках поддержки субъектов МСП. По данным Единого реестра, если в июне 2020 г. объем поддержки субъектов МСП составлял 76,2 млрд. руб. (что в 4,4 раза выше, чем годом ранее), то уже начиная с августа ежемесячный объем помощи составляет 24-26 млрд. руб. Пока что эти объемы опережают показатели прошлого года, но в декабре это опережение может быть исчерпано, поскольку в декабре 2019 г. объем поддержки субъектов МСП составил 58,0 млрд. руб.

Важно отметить, что даже в кризисных условиях II квартала объем поддержки, предоставляемой малому и среднему бизнесу, был достаточно ограниченным. Значительная часть средств, выделенных на поддержку, предназначалась для более широкого круга субъектов МСП, чем до кризиса, и поэтому объем средств в расчете на одного получателя был небольшим. Ярким примером является предоставление субсидий в размере 12130 руб. индивидуальным предпринимателям из сферы услуг, отнесенным к наиболее пострадавшим видам деятельности, не имеющим наемных работников, в мае и июне. В итоге средний размер помощи в расчете на одного получателя в июне 2020 г. оказался в 5 раз ниже, чем в начале года. Поэтому и темпы роста объема поддержки были значительно ниже, чем темпы роста численности ее получателей.
Стоит отметить и то, что далеко не все средства, учитываемые в Едином реестре как составляющие господдержки, были реально получены малыми и средними предприятиями. В частности, в составе финансовой поддержки учитываются не только субсидии, гранты и инвестиции в капитал (то есть средства, предоставляемые бизнесу не на возмездной основе), но и гарантии и поручительства по кредитам. Фактически это не деньги, выделенные бизнесу, а лишь условия выдачи кредитов, которые компании или ИП впоследствии должны выплачивать. Аналогично этому, в состав имущественной поддержки малого бизнеса Единый реестр включает как объемы льгот, предоставленных субъектам МСП по аренде помещений, так и объемы отсрочек арендных платежей (хотя эти средства по завершении периода отсрочки будет нужно компенсировать). С учетом этого, фактический объем средств, реально полученных малым и средним бизнесом от государства, значительно меньше заявленного в Едином реестре. Например, на гарантии и поручительства в январе-ноябре 2020 г. приходилось более 40% суммарного объема господдержки, отображенной в реестре.
В целом, охват малого и среднего бизнеса мерами господдержки остается невысоким. Данные реестра позволяют оценить, что по итогам января-ноября 2020 г. поддержку получали только 25,3% компаний и ИП . Соответственно, почти три четверти субъектов малого и среднего бизнеса в систему поддержки вовлечены не были. При этом для большинства субъектов РФ этот показатель варьируется от 20 до 35% субъектов МСП, и только в отдельных регионах-лидерах он превышает 40% (в январе-ноябре таких субъектов было только три – это Ненецкий АО, Республика Саха и Севастополь). В свою очередь, наиболее низкий охват субъектов МСП господдержкой (менее 20%) характерен для Москвы, Санкт-Петербурга, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Новосибирской области и Республики Башкортостан. Примечательно, что Москва лидирует среди регионов России по количеству субъектов МСП – получателей поддержки, но занимает последнее место по охвату этой поддержкой (в январе-ноябре 2020 г. меры поддержки – включая не только финансовую поддержку, но и имущественную, консультационную, образовательную – затрагивали только 13% субъектов МСП, действующих в столице).

Что необходимо сделать?
В текущих условиях, когда кризисные явления в экономике только нарастают, а ситуация в будущем остается в высокой степени неопределенной (как в эпидемиологическом, так и в экономическом смысле), необходимо переориентировать систему господдержки малого бизнеса: вместо «сворачивания» ранее принятых мер необходимо расширить действие уже существующих механизмов, а также начать реализацию новых.
В связи с этим в дополнение к тем усилиям, которые сейчас направляются на развитие технопарков и промышленных парков, предоставление консультаций субъектам МСП в рамках центров «Мой бизнес», предоставление региональной гарантийной поддержки и др., необходимо в ближайшее время активизировать работу по направлениям, которые решают неотложные проблемы малого и среднего бизнеса. Прежде всего это предоставление доступных финансовых ресурсов, поддержка спроса на продукцию субъектов МСП, а также стимулирование роста предпринимательской активности.
В части доступного финансирования в первую очередь необходимо существенное расширение программ кредитования субъектов МСП, а также реализация новой программы реструктуризации их кредитной задолженности. Гарантийная поддержка, которая предоставляется сейчас, хотя и улучшает условия получения заемных средств, но не позволяет кардинально повысить их доступность. В частности, средние процентные ставки по кредитам до 1 года для субъектов МСП остаются на уровне, близком к 8%. В этой связи необходимо расширение возможностей для банков по рефинансированию кредитов, выданных субъектам МСП, что позволит облегчить им обслуживание долга. Одновременно с этим необходимо реализовать программу реструктуризации имеющейся задолженности субъектов МСП, причем не только в виде собственных предложений банков, как это рекомендует делать Банк России, но и с участием самого ЦБ в предоставлении банкам соответствующей компенсации.
Необходимо также усовершенствовать и расширить программы доступного кредитования для малого бизнеса с господдержкой. Программами должно предусматриваться существенное снижение процентных ставок по кредитам субъектам МСП (до уровня не выше 4%), а также еще более значительное снижение ставки на первые месяцы после выдачи кредита, вплоть до полной отмены для заемщиков выплаты процентов в течение определенного периода. При этом должно предусматриваться, что банки-кредиторы получают компенсацию своих потерь за счет бюджетных средств, либо за счет специализированных финансовых институтов. Начиная со II квартала 2020 г. такие программы реализуются в Великобритании, Японии, Саудовской Аравии, Новой Зеландии и ряде стран ЕС.
В части поддержки спроса на продукцию субъектов МСП необходимо продолжать работу по расширению доли закупок госкомпаний, осуществляемой у субъектов малого и среднего бизнеса. Наряду с этим, целесообразно предоставлять крупным частным компаниям стимулы для осуществления части закупок у представителей малого и среднего бизнеса. В качестве таких стимулов могут быть использованы налоговые вычеты в размере части стоимости таких закупок (аналогично тому, как в случае закупок у крупных компаний-плательщиков НДС компании засчитывали бы уплаченный НДС, снижая тем самым собственные отчисления по данному налогу).
Кроме того, важнейшим направлением, способствующим в том числе и поддержке спроса как населения, так и бизнеса на продукцию малых и средних предприятий, является повышение качества транспортно-логистической инфраструктуры, что позволит гарантировать четкие сроки доставки продукции потребителю и обеспечить приемлемую стоимость этой доставки. Это требует активизации инвестиций – со стороны как государства, так и крупных инфраструктурных компаний – в улучшение пропускной способности транспортной системы и сооружение современных логистических комплексов на территории всей страны, а не только в столичных и приморских регионах. Целесообразным является также введение субсидий для отдельных категорий субъектов МСП на пользование транспортно-логистическими услугами. Это могут быть организации и ИП, производящие социально-значимую продукцию или действующие в регионах с неразвитой транспортно-логистической инфраструктурой.
В части стимулирования роста предпринимательской активности необходимо прежде всего расширить проводимые на региональном и местном уровнях образовательные программы, направленные на переподготовку как персонала компаний, так и самих предпринимателей, для обеспечения их работы в новых условиях. Кроме того, необходима поддержка инвестиций в расширение бизнеса. Помимо мер по повышению доступности заемных средств, целесообразно также реализовать ряд стимулов для субъектов МСП по приобретению нового оборудования, покупке франшизы или иных прав на производство или реализацию, а также привлечению нового персонала. В числе таких стимулов – компенсация части расходов субъектов МСП на инвестиционные цели в виде грантов или субсидий. Необходимы также и меры, обеспечивающие поддержку занятости в секторе малого и среднего бизнеса. В дополнение к введенному в этом году снижению страховых взносов на зарплату сотрудников, занятых в малом и среднем бизнесе, до 15% (в части зарплаты, превышающей МРОТ), могут быть введены механизмы по стимулированию предпринимателей нанимать на работу тех, кто был зарегистрирован в качестве безработного.

Примечания:

1.Индекс RSBI выше отметки 50 п. указывает на рост деловой активности, а ниже 50 п. – на ее падение. 

2.Количество фактов поддержки остается в 1,6-1,7 раза выше количества получателей поддержки, поскольку один и тот же получатель может получать более одной меры поддержки одновременно, либо получать поддержку, предоставляемую на ежемесячной основе, в течение нескольких месяцев. 

 

"О необходимости активизации поддержки малого и среднего бизнеса"
Несмотря на продолжающееся сокращение числа малых и средних предприятий и падение их активности, система господдержки малого бизнеса возвращается к своему докризисному состоянию. Объемы поддержки уменьшаются, а количество ее получателей уже стало ниже уровня 2019 года. Для достижения национальных целей развития малого и среднего бизнеса необходима активизация его господдержки, прежде всего в части предоставления доступного финансирования, поддержки спроса на продукцию и обеспечения роста предпринимательской активности.

Сокращение малого бизнеса продолжается
Текущая статистика продолжает фиксировать уменьшение количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным ФНС, по состоянию на 10 декабря 2020 г. в России действовало 5,7 млн. субъектов МСП, что на 3,8% ниже, чем год назад. Количество субъектов МСП снизилось в 79 из 85 российских регионов (см. табл. 1). Наибольшее сокращение было зафиксировано в Республике Ингушетия (-11,9%), Псковской области (-8,4%), Самарской области (-7,3%) Пермском крае (-6,9%), Астраханской области (-6,4%), Волгоградской и Брянской областях (-6,1% в каждой).

Сильнее всего сократилось число микропредприятий, на которые приходится 95,9% всех субъектов МСП (их число за год уменьшилось на 3,8%), а также малых предприятий, на которые приходится 3,8% субъектов МСП (в этом сегменте падение численности составило 3,5%). Однако в малочисленном сегменте средних предприятий (на них приходится всего 0,3% субъектов МСП) ФНС фиксирует увеличение числа участников с августа 2020 г. Так, в декабре количество средних предприятий оказалось на 3,5% выше, чем годом ранее. Впрочем, стоит отметить, что в последние годы именно в этом сегменте наблюдались самые существенные темпы падения (см. рис. 1), сформировавшие низкую статистическую базу. На этом фоне цифры текущего года формально показывают прирост, но на деле остаются низкими: так, на 10 декабря 2020 г. отмечается наличие 17695 средних предприятий (+602 по сравнению с уровнем декабря 2019 г.), однако еще в 2017 г. их было более 20 тыс. единиц.
Более того, в отличие от прошлых лет, в 2020 г. стала сокращаться численность индивидуальных предпринимателей (ИП). Если ранее численность ИП, зарегистрированных в течение года, была постоянно выше числа тех ИП, кто в это время прекратил деятельность, то в январе-ноябре 2020 г., напротив, число прекративших деятельность ИП оказалось на 148,5 тыс. выше, чем число начавших (см. табл. 2). Такая тенденция характерна для всей страны. Отток в рядах ИП отмечен не просто во всех ФО, но и практически во всех субъектах РФ, кроме Москвы и Чукотского АО. Примечательно, что даже в 2014-2015 гг., в условиях тяжелого кризиса и нарастания санкций, количество ИП увеличивалось, чему способствовало в том числе расширение финансовой поддержки малого бизнеса, планы на развитие импортозамещения, установление квот для малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний и т.д. Однако в текущей ситуации этого уже не происходит.

Снижение численности субъектов МСП наблюдается на фоне обновления методики ведения Единого реестра субъектов МСП. В ходе этого обновления информация о части ранее исключенных компаний была восстановлена, что способствовало увеличению числа записей в реестре. Однако масштабы закрытия бизнеса оказались серьезнее, чем чисто статистическое пополнение реестра. Все это указывает на серьезные проблемы в сегменте малого и среднего бизнеса. Текущая ситуация для большинства малых и средних компаний и ИП, работающих в сфере торговли и предоставления различных услуг, остается крайне сложной. Нет и признаков того, что в обозримом будущем она улучшится. Поэтому для целого ряда предпринимателей закрытие бизнеса уже стало выходом, приносящим наименьшие потери по сравнению с продолжением работы.
Важно отметить, что в последнее время опросы фиксируют еще большее ухудшение положения малого и среднего бизнеса, в особенности – микропредприятий. Так, исследование Промсвязьбанка и ассоциации «Опора России» показало, что индекс деловой активности малого и среднего бизнеса (RSBI) в ноябре 2020 г. существенно снизился и составил лишь 46,1 пункта. В основном спад произошел за счет продаж, которые опустились ниже июньских значений (суб-индекс продаж составил всего 31,3 пункта). При этом индекс RSBI фиксирует особенно тяжелое положение у микропредприятий, для которых индекс с лета держится в диапазоне всего 40-45 пунктов, что объясняется большой чувствительностью данного сегмента к карантинным мерам и меньшей доступностью кредитов.

Об ухудшении положения в секторе МСП свидетельствуют и другие факты. Например, 54% субъектов МСП, участвовавших в исследовании, сообщили о фактическом снижении дохода в ноябре, а 60% – о наличии просроченной задолженности, имеющей тенденцию к росту (у трети респондентов просрочка составляет более полугода). При этом только 6% респондентов сообщили, что они расширяют штат сотрудников.
Господдержка МСП не позволяет преодолеть негативные тенденции в секторе
Несмотря на то, что в период «карантинного» II квартала 2020 г. малый бизнес стал одним из основных объектов господдержки, расширенный объем помощи субъектам МСП предлагался лишь в течение короткого периода времени, и даже в этот момент объемы предоставленной помощи были достаточно скромными. В дальнейшем, по мере завершения ряда мер, принятых в условиях карантина, объемы поддержки практически вышли на уровень 2019 г., а число ее получателей оказалось даже меньше, чем год назад, хотя ситуация в экономике остается принципиально иной.
Данные нового Единого реестра субъектов МСП-получателей поддержки (данный реестр содержит сводную информацию обо всех мерах поддержки, получаемых малыми и средними компаниями и ИП, включая как новые меры 2020 г., так и ранее принятые) показывают, что после резкого увеличения числа получателей господдержки (в мае – более 840 тыс., а в июне – почти 1,1 млн. малых и средних компаний и ИП, что было в 27,5 раз выше уровня июня 2019 г.), в последующие месяцы их число стало быстро сокращаться (см. рис. 2). Основная причина этого – в завершении действия целого ряда мер, принятых в условиях карантина. В частности, завершились выплаты субсидий на сохранение штатной численности персонала для субъектов МСП из наиболее пострадавших отраслей, субсидии на дезинфекцию и профилактику распространения коронавируса и т.д. Определенную роль сыграли также изменения в других мерах поддержки, а также сокращение самого сектора МСП. В результате, в последние месяцы число субъектов МСП-получателей господдержки стало меньше, чем было годом ранее. Например, в ноябре 2020 г. (последние доступные данные) господдержку получили 55,1 тыс. субъектов МСП, что на 23% меньше, чем в ноябре 2019 г. Аналогичная тенденция заметна и по количеству фактов поддержки , которое в июне составляло 1,4 млн. случаев, а в ноябре – уже менее 88 тыс., что также уступает показателю ноября 2019 г.
Стал уменьшаться и объем средств, предоставляемых в рамках поддержки субъектов МСП. По данным Единого реестра, если в июне 2020 г. объем поддержки субъектов МСП составлял 76,2 млрд. руб. (что в 4,4 раза выше, чем годом ранее), то уже начиная с августа ежемесячный объем помощи составляет 24-26 млрд. руб. Пока что эти объемы опережают показатели прошлого года, но в декабре это опережение может быть исчерпано, поскольку в декабре 2019 г. объем поддержки субъектов МСП составил 58,0 млрд. руб.

Важно отметить, что даже в кризисных условиях II квартала объем поддержки, предоставляемой малому и среднему бизнесу, был достаточно ограниченным. Значительная часть средств, выделенных на поддержку, предназначалась для более широкого круга субъектов МСП, чем до кризиса, и поэтому объем средств в расчете на одного получателя был небольшим. Ярким примером является предоставление субсидий в размере 12130 руб. индивидуальным предпринимателям из сферы услуг, отнесенным к наиболее пострадавшим видам деятельности, не имеющим наемных работников, в мае и июне. В итоге средний размер помощи в расчете на одного получателя в июне 2020 г. оказался в 5 раз ниже, чем в начале года. Поэтому и темпы роста объема поддержки были значительно ниже, чем темпы роста численности ее получателей.
Стоит отметить и то, что далеко не все средства, учитываемые в Едином реестре как составляющие господдержки, были реально получены малыми и средними предприятиями. В частности, в составе финансовой поддержки учитываются не только субсидии, гранты и инвестиции в капитал (то есть средства, предоставляемые бизнесу не на возмездной основе), но и гарантии и поручительства по кредитам. Фактически это не деньги, выделенные бизнесу, а лишь условия выдачи кредитов, которые компании или ИП впоследствии должны выплачивать. Аналогично этому, в состав имущественной поддержки малого бизнеса Единый реестр включает как объемы льгот, предоставленных субъектам МСП по аренде помещений, так и объемы отсрочек арендных платежей (хотя эти средства по завершении периода отсрочки будет нужно компенсировать). С учетом этого, фактический объем средств, реально полученных малым и средним бизнесом от государства, значительно меньше заявленного в Едином реестре. Например, на гарантии и поручительства в январе-ноябре 2020 г. приходилось более 40% суммарного объема господдержки, отображенной в реестре.
В целом, охват малого и среднего бизнеса мерами господдержки остается невысоким. Данные реестра позволяют оценить, что по итогам января-ноября 2020 г. поддержку получали только 25,3% компаний и ИП . Соответственно, почти три четверти субъектов малого и среднего бизнеса в систему поддержки вовлечены не были. При этом для большинства субъектов РФ этот показатель варьируется от 20 до 35% субъектов МСП, и только в отдельных регионах-лидерах он превышает 40% (в январе-ноябре таких субъектов было только три – это Ненецкий АО, Республика Саха и Севастополь). В свою очередь, наиболее низкий охват субъектов МСП господдержкой (менее 20%) характерен для Москвы, Санкт-Петербурга, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Новосибирской области и Республики Башкортостан. Примечательно, что Москва лидирует среди регионов России по количеству субъектов МСП – получателей поддержки, но занимает последнее место по охвату этой поддержкой (в январе-ноябре 2020 г. меры поддержки – включая не только финансовую поддержку, но и имущественную, консультационную, образовательную – затрагивали только 13% субъектов МСП, действующих в столице).

Что необходимо сделать?
В текущих условиях, когда кризисные явления в экономике только нарастают, а ситуация в будущем остается в высокой степени неопределенной (как в эпидемиологическом, так и в экономическом смысле), необходимо переориентировать систему господдержки малого бизнеса: вместо «сворачивания» ранее принятых мер необходимо расширить действие уже существующих механизмов, а также начать реализацию новых.
В связи с этим в дополнение к тем усилиям, которые сейчас направляются на развитие технопарков и промышленных парков, предоставление консультаций субъектам МСП в рамках центров «Мой бизнес», предоставление региональной гарантийной поддержки и др., необходимо в ближайшее время активизировать работу по направлениям, которые решают неотложные проблемы малого и среднего бизнеса. Прежде всего это предоставление доступных финансовых ресурсов, поддержка спроса на продукцию субъектов МСП, а также стимулирование роста предпринимательской активности.
В части доступного финансирования в первую очередь необходимо существенное расширение программ кредитования субъектов МСП, а также реализация новой программы реструктуризации их кредитной задолженности. Гарантийная поддержка, которая предоставляется сейчас, хотя и улучшает условия получения заемных средств, но не позволяет кардинально повысить их доступность. В частности, средние процентные ставки по кредитам до 1 года для субъектов МСП остаются на уровне, близком к 8%. В этой связи необходимо расширение возможностей для банков по рефинансированию кредитов, выданных субъектам МСП, что позволит облегчить им обслуживание долга. Одновременно с этим необходимо реализовать программу реструктуризации имеющейся задолженности субъектов МСП, причем не только в виде собственных предложений банков, как это рекомендует делать Банк России, но и с участием самого ЦБ в предоставлении банкам соответствующей компенсации.
Необходимо также усовершенствовать и расширить программы доступного кредитования для малого бизнеса с господдержкой. Программами должно предусматриваться существенное снижение процентных ставок по кредитам субъектам МСП (до уровня не выше 4%), а также еще более значительное снижение ставки на первые месяцы после выдачи кредита, вплоть до полной отмены для заемщиков выплаты процентов в течение определенного периода. При этом должно предусматриваться, что банки-кредиторы получают компенсацию своих потерь за счет бюджетных средств, либо за счет специализированных финансовых институтов. Начиная со II квартала 2020 г. такие программы реализуются в Великобритании, Японии, Саудовской Аравии, Новой Зеландии и ряде стран ЕС.
В части поддержки спроса на продукцию субъектов МСП необходимо продолжать работу по расширению доли закупок госкомпаний, осуществляемой у субъектов малого и среднего бизнеса. Наряду с этим, целесообразно предоставлять крупным частным компаниям стимулы для осуществления части закупок у представителей малого и среднего бизнеса. В качестве таких стимулов могут быть использованы налоговые вычеты в размере части стоимости таких закупок (аналогично тому, как в случае закупок у крупных компаний-плательщиков НДС компании засчитывали бы уплаченный НДС, снижая тем самым собственные отчисления по данному налогу).
Кроме того, важнейшим направлением, способствующим в том числе и поддержке спроса как населения, так и бизнеса на продукцию малых и средних предприятий, является повышение качества транспортно-логистической инфраструктуры, что позволит гарантировать четкие сроки доставки продукции потребителю и обеспечить приемлемую стоимость этой доставки. Это требует активизации инвестиций – со стороны как государства, так и крупных инфраструктурных компаний – в улучшение пропускной способности транспортной системы и сооружение современных логистических комплексов на территории всей страны, а не только в столичных и приморских регионах. Целесообразным является также введение субсидий для отдельных категорий субъектов МСП на пользование транспортно-логистическими услугами. Это могут быть организации и ИП, производящие социально-значимую продукцию или действующие в регионах с неразвитой транспортно-логистической инфраструктурой.
В части стимулирования роста предпринимательской активности необходимо прежде всего расширить проводимые на региональном и местном уровнях образовательные программы, направленные на переподготовку как персонала компаний, так и самих предпринимателей, для обеспечения их работы в новых условиях. Кроме того, необходима поддержка инвестиций в расширение бизнеса. Помимо мер по повышению доступности заемных средств, целесообразно также реализовать ряд стимулов для субъектов МСП по приобретению нового оборудования, покупке франшизы или иных прав на производство или реализацию, а также привлечению нового персонала. В числе таких стимулов – компенсация части расходов субъектов МСП на инвестиционные цели в виде грантов или субсидий. Необходимы также и меры, обеспечивающие поддержку занятости в секторе малого и среднего бизнеса. В дополнение к введенному в этом году снижению страховых взносов на зарплату сотрудников, занятых в малом и среднем бизнесе, до 15% (в части зарплаты, превышающей МРОТ), могут быть введены механизмы по стимулированию предпринимателей нанимать на работу тех, кто был зарегистрирован в качестве безработного.

Примечания:

1.Индекс RSBI выше отметки 50 п. указывает на рост деловой активности, а ниже 50 п. – на ее падение. 

2.Количество фактов поддержки остается в 1,6-1,7 раза выше количества получателей поддержки, поскольку один и тот же получатель может получать более одной меры поддержки одновременно, либо получать поддержку, предоставляемую на ежемесячной основе, в течение нескольких месяцев. 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )