Бюджет и налоги
14.03.2017

Дефицит бюджета в регионах РФ

В большинстве субъектов РФ в 2016 г. сохранился дефицит бюджета, погашение которого осуществлялось в основном за счет привлечения бюджетных кредитов, и в меньшей степени – за счет выпуска ценных бумаг, кредитов банков и продажи госсобственности.

По данным Федерального казначейства, в 2016 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (включая бюджеты субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований, городских и сельских поселений) составили 9923,8 млрд. руб., а расходы – 9936,4 млрд. руб. В целом, расходы бюджетов превысили доходы только на 12,6 млрд. руб. (или на 0,1% доходов). Однако среди бюджетов отдельных субъектов РФ наблюдаются резкие различия – как в размере дефицита или профицита, так и в способах покрытия дефицита.

«Дефицитные» и «профицитные» регионы

Среди 86 субъектов РФ, учитываемых Федеральным казначейством (85 регионов в составе РФ и г. Байконур) 29 субъектов завершили 2016 г. с профицитом своих консолидированных бюджетов (сумма профицита составляет 189,0 млрд. руб.). Однако основная часть этого профицита (61,2%) приходится на бюджет г. Москвы, профицит которого составил 115,6 млрд. руб. На втором месте после Москвы по величине профицита бюджета находится Республика Башкортостан (10,1 млрд. руб.), а на третьем – Московская область (8,0 млрд. руб.). На эти три региона в общей сложности приходится более 70% суммарного профицита бюджетов регионов РФ (см. таблицу 1).

Дефицит консолидированного бюджета в 2016 г. наблюдался в 57 из 86 субъектов РФ, учитываемых Федеральным казначейством, и составил в сумме 201,6 млрд. руб. Почти четверть этого суммарного дефицита приходится на 3 региона с крупнейшими дефицитами консолидированных бюджетов – г. Санкт-Петербург (дефицит составил 19,3 млрд. руб.), Красноярский край (15,2 млрд. руб.) и Республика Крым (14,6 млрд. руб.). Для всех остальных регионов средний размер дефицита бюджета составляет 2,8 млрд. руб.

Бюджетные кредиты – основной источник покрытия дефицита

Основным источником для покрытия дефицита консолидированных бюджетов большинства регионов были бюджетные кредиты (см. таблицу 2). В целом по РФ объем чистого привлечения средств с помощью таких кредитов (разница между объемом привлеченных средств и объемом погашения) в 2016 г. составил 181,6млрд. руб. Бюджетные кредиты получали регионы как с дефицитом, так и с профицитом бюджета. Например, в 17 из 29 регионов, бюджет которых был исполнен с профицитом, объем чистого привлечения бюджетных кредитов был положительным и составил в общей сложности 59,3 млрд. руб. Значительный объем привлечения бюджетных кредитов позволил регионам сократить привлечение средств из других источников, таких как кредиты банков, выпуск ценных бумаг и т.д. Во многих регионах по итогам 2016 г. наблюдалось увеличение остатков средств на счетах. В целом по РФ этот прирост составил 78,2 млрд. руб.

Операции с государственными и муниципальными ценными бумагами

В целом по РФ объем чистого привлечения средств посредством выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг (разница между объемом размещения и объемом погашения в течение года) составил в 2016 г. 32,0 млрд. руб. Суммарный объем размещения составил 160,5 млрд. руб., а объем погашения – 128,5 млрд. руб.

При этом средства на публичном долговом рынке привлекало сравнительно небольшое число регионов (в 2016 г. размещение государственных и муниципальных бумаг осуществлялось в 22 субъектах РФ). Лидерами по объемам размещений в рублях в 2016 г. стали Московская область (объем привлечения составил 25,0 млрд. руб.), Ямало-Ненецкий АО (20,0 млрд. руб.), Красноярский край (18,2 млрд. руб.), Нижегородская область (10,0 млрд. руб.), Самарская область (10,0 млрд. руб.).

Привлечение кредитов банков

В целом по регионам РФ в 2016 г . происходило чистое погашение кредитов кредитных организаций: объем погашения задолженности превысил объем привлечения кредитов на 102,6 млрд. руб. в рублях и на 28,2 млрд. руб. в иностранной валюте. Основной объем операций приходится на рублевые кредиты (операции по погашению кредита в иностранной валюте осуществлял в 2016 г. только бюджет г. Москвы).

При этом в 32 субъектах РФ в 2016 г. наблюдалось увеличение задолженности по кредитам – их суммарная задолженность увеличилась на 75,3 млрд. руб. В наибольшей степени задолженность по таким кредитам выросла в Республике Коми (на 12,4 млрд. руб.) и в Краснодарском крае (на 11,8 млрд. руб.). В трех субъектах РФ – Нижегородской, Свердловской и Омской областях – объем привлеченных кредитов в 2016 г. составлял более 100 млрд. руб. (при этом объемы погашений также превысили 100 млрд. руб.).

Только 9 регионов РФ не были вовлечены ни в привлечение, ни в погашение кредитов кредитных организаций. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Байконур, Республика Крым, Чукотский АО, Тюменская область, а также Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

Доходы от продажи госсобственности

Поступления от продажи акций и других форм участия в капитале организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целом по регионам РФ в 2016 г. составили только 6,0 млрд. руб.

Продажа акций и других форм участия в капитале проводилась в 62 регионах РФ. Однако даже у лидеров по этому показателю (Новосибирская область и Республика Башкортостан) сумма поступлений от продажи данных видов собственности составила по 680 млн. руб. В Москве средства от продажи акций и других форм участия в капитале организаций в государственной и муниципальной собственности составили только 248,7 млн. руб. Таким образом, приватизация госпредприятий практически не используется для покрытия дефицитов бюджетов в регионах.

Дефицит бюджета в регионах РФ
В большинстве субъектов РФ в 2016 г. сохранился дефицит бюджета, погашение которого осуществлялось в основном за счет привлечения бюджетных кредитов, и в меньшей степени – за счет выпуска ценных бумаг, кредитов банков и продажи госсобственности.

По данным Федерального казначейства, в 2016 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (включая бюджеты субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований, городских и сельских поселений) составили 9923,8 млрд. руб., а расходы – 9936,4 млрд. руб. В целом, расходы бюджетов превысили доходы только на 12,6 млрд. руб. (или на 0,1% доходов). Однако среди бюджетов отдельных субъектов РФ наблюдаются резкие различия – как в размере дефицита или профицита, так и в способах покрытия дефицита.

«Дефицитные» и «профицитные» регионы

Среди 86 субъектов РФ, учитываемых Федеральным казначейством (85 регионов в составе РФ и г. Байконур) 29 субъектов завершили 2016 г. с профицитом своих консолидированных бюджетов (сумма профицита составляет 189,0 млрд. руб.). Однако основная часть этого профицита (61,2%) приходится на бюджет г. Москвы, профицит которого составил 115,6 млрд. руб. На втором месте после Москвы по величине профицита бюджета находится Республика Башкортостан (10,1 млрд. руб.), а на третьем – Московская область (8,0 млрд. руб.). На эти три региона в общей сложности приходится более 70% суммарного профицита бюджетов регионов РФ (см. таблицу 1).

Дефицит консолидированного бюджета в 2016 г. наблюдался в 57 из 86 субъектов РФ, учитываемых Федеральным казначейством, и составил в сумме 201,6 млрд. руб. Почти четверть этого суммарного дефицита приходится на 3 региона с крупнейшими дефицитами консолидированных бюджетов – г. Санкт-Петербург (дефицит составил 19,3 млрд. руб.), Красноярский край (15,2 млрд. руб.) и Республика Крым (14,6 млрд. руб.). Для всех остальных регионов средний размер дефицита бюджета составляет 2,8 млрд. руб.

Бюджетные кредиты – основной источник покрытия дефицита

Основным источником для покрытия дефицита консолидированных бюджетов большинства регионов были бюджетные кредиты (см. таблицу 2). В целом по РФ объем чистого привлечения средств с помощью таких кредитов (разница между объемом привлеченных средств и объемом погашения) в 2016 г. составил 181,6млрд. руб. Бюджетные кредиты получали регионы как с дефицитом, так и с профицитом бюджета. Например, в 17 из 29 регионов, бюджет которых был исполнен с профицитом, объем чистого привлечения бюджетных кредитов был положительным и составил в общей сложности 59,3 млрд. руб. Значительный объем привлечения бюджетных кредитов позволил регионам сократить привлечение средств из других источников, таких как кредиты банков, выпуск ценных бумаг и т.д. Во многих регионах по итогам 2016 г. наблюдалось увеличение остатков средств на счетах. В целом по РФ этот прирост составил 78,2 млрд. руб.

Операции с государственными и муниципальными ценными бумагами

В целом по РФ объем чистого привлечения средств посредством выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг (разница между объемом размещения и объемом погашения в течение года) составил в 2016 г. 32,0 млрд. руб. Суммарный объем размещения составил 160,5 млрд. руб., а объем погашения – 128,5 млрд. руб.

При этом средства на публичном долговом рынке привлекало сравнительно небольшое число регионов (в 2016 г. размещение государственных и муниципальных бумаг осуществлялось в 22 субъектах РФ). Лидерами по объемам размещений в рублях в 2016 г. стали Московская область (объем привлечения составил 25,0 млрд. руб.), Ямало-Ненецкий АО (20,0 млрд. руб.), Красноярский край (18,2 млрд. руб.), Нижегородская область (10,0 млрд. руб.), Самарская область (10,0 млрд. руб.).

Привлечение кредитов банков

В целом по регионам РФ в 2016 г . происходило чистое погашение кредитов кредитных организаций: объем погашения задолженности превысил объем привлечения кредитов на 102,6 млрд. руб. в рублях и на 28,2 млрд. руб. в иностранной валюте. Основной объем операций приходится на рублевые кредиты (операции по погашению кредита в иностранной валюте осуществлял в 2016 г. только бюджет г. Москвы).

При этом в 32 субъектах РФ в 2016 г. наблюдалось увеличение задолженности по кредитам – их суммарная задолженность увеличилась на 75,3 млрд. руб. В наибольшей степени задолженность по таким кредитам выросла в Республике Коми (на 12,4 млрд. руб.) и в Краснодарском крае (на 11,8 млрд. руб.). В трех субъектах РФ – Нижегородской, Свердловской и Омской областях – объем привлеченных кредитов в 2016 г. составлял более 100 млрд. руб. (при этом объемы погашений также превысили 100 млрд. руб.).

Только 9 регионов РФ не были вовлечены ни в привлечение, ни в погашение кредитов кредитных организаций. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Байконур, Республика Крым, Чукотский АО, Тюменская область, а также Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

Доходы от продажи госсобственности

Поступления от продажи акций и других форм участия в капитале организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целом по регионам РФ в 2016 г. составили только 6,0 млрд. руб.

Продажа акций и других форм участия в капитале проводилась в 62 регионах РФ. Однако даже у лидеров по этому показателю (Новосибирская область и Республика Башкортостан) сумма поступлений от продажи данных видов собственности составила по 680 млн. руб. В Москве средства от продажи акций и других форм участия в капитале организаций в государственной и муниципальной собственности составили только 248,7 млн. руб. Таким образом, приватизация госпредприятий практически не используется для покрытия дефицитов бюджетов в регионах.

Читать дальше

Читайте также